Проповедь в честь казанской иконы божией матери. Проповедь на празднование казанской иконы богороде

Дни празднования: 21 июля (обретение) – «Летняя Казанская», 4 ноября (в честь избавления Москвы) – «Осенняя Казанская»

Икона была обретена в Казани в 1579 году, в один из самых тяжелых периодов для Руси – времени царствования Иоанна Грозного. И как гласит сказание о явлении этой святой иконы из книги «Сказание об чудотворных иконах Пресвятыя Богородицы» - летом 1579 года в Казани девятилетней Матроне, дочери стрельца Даниила Онучина, явилась во сне икона Божией Матери, потом ей приснилась Сама Богородица и сказала, что Ее икона находится в земле, там где до пожара находился дом родителей девочки, и велела передать это архиепископу и воеводам.

Девочка сразу побоялась об этом рассказать, но потом поведала все своей матери. Мать не обратила внимания на слова дочери. Тогда матроне опять приснился сон: Божия Матерь приказывала рассказать о Своем явлении. Мать снова не послушала девочку. Но вслед за этим последовало новое явление, уже грозное.

Однажды во время дневного сна Матрона чудесным образом была п ренесена на середину двора и здесь явилась ей та же икона Божией Матери. От Ее лика исходили огненные лучи. Матрона услышала голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих о том, чтобы достали Мою икону из недр земли, она явится в другом месте. Ты же лишишься жизни». Матрона упала на землю и долго лежала так.

Затем, придя в себя, позвала мать и со слезами просила ее передать о видении архиепископу и воеводам. Та сначала не хотела, но дочь сказала: «Если тебе угодно, чтобы я умерла, то не ходи». Тогда мать пошла с дочерью к городским воеводам. Они только рассмеялись. Пошли к архиепископу – тот также не внял словам девочки. А она плакала и просила мать. Тогда мать решила сама рыть землю на месте своего сгоревшего дома. Копала долго и безуспешно.

Узнав о явлении, многие люди пришли помогать – перекопали весь двор, н икону не нашли. Тогда девочка взяла заступи начала копать в месте, где была печь в сгоревшем доме. И скоро, к великой радости своей, Матрона обнаружила что-то, завернутое в кусок сукна. Сукно развернули – там оказалась икона Божией Матери с Младенцем. Таких икон раньше никто не видел. Она была совершенно новая, будто только что написана, и вся сияла.

Весть об этом облетела весь город. Архиепископ Иеремия, узнав о событии, тотчас поспешил с крестным ходом во главе собора духовенства, сопровождаемый огромным стечением народа. Архиепископ и воеводы с плачем падали перед чудотворным образом и молились Богоматери о прощении своего неверия.

История святой иконы очень тесно переплетается с жизнью царя Петра Первого. Именно святитель Митрофан Воронежский, которого очень уважал и чтил дал ему благословение и сказал: «Возьми икону Казанской Божией Матери – и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу... И после этого Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».

Все слова святителя сбылись. В 1709 году Петр со всем воинством всю ночь молился перед Полтавской битвой о даровании победы у Казанской Божией Матери. Русское воинство разбило врага – более сильного и обученного, более опытного и закаленного. Петр сам участвовал в сражении и поразил множество шведов.
Потом царь построил Петербург и не сомневался, когда перед ним вставали трудности. Он знал, что делал дело, благословенное Богом, он верил словам святителя Митрофана.

В 1710 году по повелению императора Петра I список с казанской иконы был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне Посадной улице старого гостиного двора в деревянной часовне. В 1721 году перенесен в Троицкий собор Александро-Невской лавры. В 1737 году, в день освящения нового храма Рождества Богородицы на Невском проспекте, на месте, где ныне Казанский собор, икона была перенесена в него и украшена золотой ризой с драгоценными камнями императрицей Анной Иоанновной.

В 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте – чтобы поместить в нем прославленную икону. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за строительством и много помогал. В 1811 году перед самым началом войны икона была перенесена в Казанский собор.

В 1812 году, после назначения своего главнокомандующим, М.И. Кутузов поехал в Казанский собор и молился у иконы Казанской. Просил благословения у Божией Матери на подвиг, на борьбу с врагами Отчизны. И снова Божия Матерь не оставила чад своих, защитила страну Российскую от нашествия. 22 октября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платона разбили арьергард Даву. Это была первая победа русского оружия в Отечественной войне. Враг потерял 7 тысяч человек. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов. С этого дня армия неприятеля стала таять.

Казанский собор в Петербурге стал храмом – памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно наш великий полководец и воин – М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме освященном в честь иконы Божией Матери Казанской, которую он так почитал всю жизнь.

К великой скорби, в годы революции икона была толи сокрыта, толи вывезена, и вовсе не известно место нахождения именно той самой иконы, но достаточно много чудотворных списков сохранилось до нашего времени.
В 1941 году началась страшная, невиданная война, в которой враг имел единственную цель – уничтожить Святую Русь, стереть с лица земли не только наш народ, но даже воспоминание о России. Особо тяжелой была для нас зима 1942-го года. Немцы рвались к Москве. В блокадном кольце находился Ленинград. Очень немного истинных друзей осталось тогда у нашей страны. Но они были, и с тревогой и сочувствием молились за нас и помогали нам.

В начале войны патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием ко христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Промыслом Божиим для изъявления воли Господней и определения судьбы русского народа был избран Илия Салиб – митрополит гор Ливанских (Антиохийский патриархат). Он почитал Россию, ее святыни и помнил, что значит она для мира.

После обращения Александра III Илия Салиб горячо, всем сердцем молился о спасении страны Российской перед . Владыка спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего – ни стола, ни стула, - лишь каменный пол и стены. Он затворился там на три дня не вкушал воды и пития и не спал, а только молился – на коленях перед иконой Матери Божией с лампадой. Илия Салиб просил Заступницу открыть, чем можно помочь России.

Каждое утро владыке приносили сводку с фронта о числе убитых и о том, где враг. И вот через трое суток бдения потолок келии растворился и воссиял столп огненный, в котором явилась Сама Матерь Божия. «Сын Мой, встань, не плачь, молитва твоя услышана», - троекратно произнесла Пресвятая Дева. Матерь Божия объявила, что он избран, как истинный молитвенник и друг России, чтобы донести волю Божию до страны и народа российского: «Успеха в войне не будет, доколе не отворят все закрытые по стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии; не выпустят из тюрем и не возвратят с фронтов священство – для богослужения. Сейчас готовится к сдаче врагу Ленинград. Город Святого Петра не сдавать. Доколе мое изображение находится в нем – ни один враг не пройдет. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города. Тогда ни один враг не ступит на святую землю. Это избранный город. Необходимо отслужить молебны перед иконой Казанской Божией Матери под Москвой, под Сталинградом… Икона с войсками должна идти до границ России. По окончании войны митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка Илия связался с представителями Русской Православной Церкви и советским правительством и передал им Господне определение. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы митрополита Илии в Москву. Сталин вызвал в те дни к себе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Сергия и обещал исполнить все, что передал Илия Салиб, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.

Как было предсказано, так и произошло. В осажденном Ленинграде не было сил, чтобы удерживать врага. Страшный голод ежедневно уносил тысячи людей. Тогда вынесли из Владимирского собора, что напротив Тучкова моста, Казанскую икону Божией Матери и пошли с крестным ходом. И произошло удивительное.

Гитлер изменил свои планы, хотя не представляло большого труда войти в измученный, голодный город, но благоприятный момент был упущен, и произошел перелом событий. Враг был отброшен. Город выстоял ценою жизни и удивительного героизма тех, кто его защищал и кто молился за него. Снова подтвердилось пророчество святителя Митрофана: город святого Петра избран самой Богородицей и пока в нем находится Казанская Ее икона, и есть молящиеся, враг не сможет войти в город. Вот почему ленинградцы так почитают икону Казанской Божией Матери. Она во все времена от основания града была его Заступницей.

Именно чудесное явление и последовавшее снятие блокады способствовали тому, что были открыты духовные семинарии, академии, возобновлена Троице-Сергиева Лавра, Киево-Печерская Лавра и многие монастыри. Наступило время возрождения веры в нашей стране.

В октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить обещания, ибо все пророчества, переданные владыкой, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал владыку Алексия, ставшего тогда уже патриархом и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?». Святейший предложил подарить владыке Илии список с Иконы Казанской Божией Матери, крест и панагию. Самые искусные ювелиры сработали эти дары и украсили их драгоценными камнями, добытыми во всех областях страны, таким образом, вся держава приняла участие в изготовлении этих подарков.

Митрополит Илия прибыл в Москву. Встречали его торжественно. Как он был растроган! «Всю войну день и ночь я молился о спасении вашей страны, - сказал владыка. – Я счастлив, что мне довелось стать свидетелем возрождения веры на святой Русской земле и увидеть, что Господь и Божия Матерь не оставили вашу страну, а наоборот, почтили ее особым благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли русской как память о любимых мною стране и народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что по словам великого русского святого преподобного Серафима Саровского, вы посреди лета запоете «Христос Воскресе!» Вот радость-то будет по всей земле великая».

Тогда же правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией за помощь России во время войны. От премии владыка отказался, сказав, что монаху деньги не положены. Напротив, он сам передал нашей стране крупную сумму денег – на детей, которые остались без отца и без матери.

Святейший патриарх Кирилл в своем слове на день празднования «Казанской» иконы Божией Матери сказал: «В Смутное время Русь уже была близка к полному разрушению и погибели. Опасность заключалась не столько в том, что иностранные войска вошли на территорию Руси и одержали ряд побед; даже не в том, что была захвачена Москва, а в том, что в сознании людей наступило полное смятение.

Никто не знал, что нужно делать. Многие были готовы поддержать оккупантов, принять их власть, считая, что именно они смогут принести стране процветание и богатство. Отсутствие сильной центральной власти привело к тому, что огромное количество людей страдало от разбойников. Страна оказалась разрушенной, оскверненной, по дорогам ползали нищие, инвалиды, и не было никакой опоры на светскую власть, потому что самой власти не существовало…

Дай Бог всем нам, научаясь примером этой великой истории, хранить веру в своих сердцах, быть способными к общему и солидарному действию, сохранять единство нашего народа и сообща решать все те задачи, которые стоят и перед страной, и перед каждым человеком. Если соединим веру и верность Отечеству, то, несомненно, будем иметь ту духовную силу, которая способна приводить Отечество наше к победам. А победы нужны, потому что через победы устрояется к лучшему жизнь народа».

Святитель Лука постоянно говорил о том, чтобы пастыри церковные чаще читали акафисты Божией Матери в храмах с прихожанами и Царица Небесная их никогда не оставит.
Поэтому и мы должны стремиться к почитанию Матери Божией, любить как свою мать, а на примерах ее чудесной помощи и нашему Отечеству и лично каждому верующему мы должны молиться, прося помощи и нашей Руси православной и всем тем, кто находится в заблуждении, расколе или ереси. Всем тем чтобы была Матери Божия покровом и заступлением, которые прибезают к Ее благодатному покрову.

Пресвятая Владычица Богородице, моли о нас грешных!
Аминь.

Божия Матерь от века покрывает страны словенские. Ее заступлением мы с вами живем. Всемощное заступничество Ее проявлялось неоднократно. Казанская икона Божией Матери в истории нашего Отечества сыграла особую роль: перед ней молился и Петр I, Ей возносили молитвы и люди во время смуты.



Для нас этот образ особенно важен, потому что наш храм освящен в день 400-летия дома Романовых, а эта дата и есть воспоминание преодоления смуты, которая разразилась на русской земле.

Сейчас много нестроений на нашей земле. И, конечно же, то, что происходит сейчас у наших братьев, — это своего рода репетиция. Всемощное заступление Божией Матери и Сына Ее распространяется только на тех, кто этого желает. Наши желания всегда в наших делах, поступках. Как живем — того и хотим. Нельзя сказать, что Русь воскресла, много еще недостатков. Конечно, это не смутное время, у нас по крайней мере единовластие.

Во время смуты 17 века 20 царей ходило по Руси. Всякий атаман шайки разбойников называл себя воскресшим царевичем Димитрием. Люди были в совершенной растерянности. Что делать? Как дальше существовать? Божия Матерь вняла молитвам людским — смута закончилась.
В наших руках великая сила молитвенная.

Если мы к Божией Матери будем обращаться искренне, ведь нас никто не заставляет в храме стоять, Божия Матерь все видит, в наших руках огромная сила, — мы можем удержать наше отечество нашими молитвами от падения. Слова Божией Матери не ложные. Она сказала, когда увидела первописаную икону, которую написал ап. Лука: «Благодать моя и рождшегося от меня чрез эту Икону будет!» Эта благодать распространяется всюду. Люди, которые с верой, упованием, без всякого сомнения обращаются к Божией Матери, получают помощи.

Мы сегодня молились умирению вражды на земле Украинстей, в наших руках великая сила, которую Господь нам вручил: «Просите, и дастся! Ищите и обрящете! Талцийте, и отверзется Вам!» Все это свершается через Божию Матерь. Она любит нас гораздо больше, чем любая земная мать. И ждет, когда же по-настоящему обратимся к Ней, чтобы все смуты и нестроения прекратились.

Я поздравляю Вас с великим праздником, для нас с вами это очень важно, и желаю не забывать, когда возникают сложности и неприятности, обращаться к Божией Матери. Во время правления безбожной власти в нашей стране были гонения, но вера сохранилась в женских сердцах — посмотрите, кто честнейший херувим и славнейший без сравнения серафим! — это жена, дева. Женский род сохранил веру на нашей земле. И в годину лютых испытаний 20-х гг 20 века, 17 века. Именно вам вручил Господь силу молитвенную, благодаря вам взращивается наше отечество. Постарайтесь молиться и о храме, и о Раздолье, и о земле нашей многострадальней.

Православный календарь

Проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Проповедь в Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). 4 ноября 2015 г., День Народного единства (Литургия)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

В семнадцатом веке многое было иначе. Когда смотришь на старую фотографию, просматриваешь фотографии девятнадцатого века (а ведь в веке семнадцатом фотографий ещё не было!), то наблюдаешь, что даже лица у людей были тогда другими. Они были обусловлены состоянием духа человека. Потому что, по слову святителя Григория Богослова, «дух творит себе форму». И что внутри у человека будет – то является и вовне, в облике этого человека. Слово «облик» – славянское, обозначающее «лик Божий». Насколько отражается в человеке Божий образ – настолько и вовне, примером своей жизни, являет он то, во что верит, и образ мыслей порождает соответствующие действия. Иной раз посмотришь на человека, живущего в состоянии разрывающих его страстей – и печать образа мыслей и жизни так видна на этом человеке!

Я недавно посещал одну контору… Вообще, это почти министерство: министерство погребальных дел, «Ритуал» называется. И вот там на людях лежит печать того служения, в котором они находятся. Ведь погребая людей, можно возвыситься, но можно и наоборот, потому что это – передовая, это линия фронта. И вот на лицах тех, кто там трудится, лежит печать – поразительно! – печать того, чему служат люди. Приходим в медицинское учреждение – там другая печать на людях, и мы можем отличить и преподавателей, и людей, занимающих высокое положение, по печати их образа мысли и жизни.

И вот у людей той эпохи, в семнадцатом веке, на лицах тоже была печать того, как они жили. И постепенно, когда распечатывается человек, раскрывается для того, чтобы пустить в своё сердце некую силу, он либо возрастает духовно – и тогда укрепляется и территориально, – либо оскудевает внутренне – и тогда бессилие является в рубежах внешних. Никогда ни один враг не может завоевать территорию противника, если тот не ослабнет духовно. Это был ещё один урок истории, когда наши враги, ощущая нашу слабость, разрозненность и раздробленность, то знакомое каждому из нас, когда человек тащит на себя своё (как ему кажется): не соединяет, не совмещает, не терпит на ближнем, а желает только для себя.

«Вот этот мой маленький удел, с которого я хочу получить урожай, сделать для него новые амбары, засыпать туда свежее богатое зерно и пожить в удовольствие – для себя». «Бери от жизни всё!» – это лозунг не только современных язычников, это всегда было так, потому что печать диавола лежит на устах и сердцах тех людей, которые разделяют. Мы читаем в Евангелии: «Царство, которое разделяется, не устоит». Не устоит и материально тоже! Вначале – разделится духовно, а затем территория нашего сердца, и земли наши…

И вот когда целостность нашего Отечества оказалась под угрозой, когда под вопрос встала сама возможность дальнейшего продолжения самостоятельной жизни, тогда люди задумались. А Церковь, как тот институт, который в этом мире Господь дал человеку, чтобы он учился правильно мыслить и действовать, голосом Своих пастырей стала призывать народ к единству. К «единству духа в союзе мира», как сказано у апостола Павла. Как трудно бывает объединиться!

Представьте себе: живёт семья. И в этой семье один из её членов (здесь уже не столь важно, кто) вдруг выходит из состояния Духа Святаго, делает шаг в сторону. Заметьте, пустым он не остаётся: его сердце наполняется иным духом, и этот дух влияет и на этого человека, и на всё, происходящее в семье. Этот человек занимает определённую должность в своей семье, он поставлен Богом кем-то: либо священником, как муж, либо диаконом, как жена – это не придумка, такова иерархия: в доме отец несёт служение священническое, мать – диаконское, а дети – служители у алтаря малой Церкви. Если кто-то из них на любой ступени этой иерархической лестницы выходит из Духа Святаго, или ещё не вошёл в него – тогда двери этого дома открыты для другой силы, и происходит разделение всё больше и больше.

Что нужно сделать, чтобы изменилась ситуация? В первую очередь, войти в состояние Духа Святаго. Иначе внешними средствами ничего добиться нельзя. Нет, возможно внешнее соблюдение чего-то – при внутреннем разделении и накоплении зла, раздражения, нетерпения, обиды. Причина – гордыня. Причина – самолюбие, то есть неверная любовь к себе. Любить себя и самолюбие – это разные понятия. К себе любовь – это в себе Христа узреть и очищать Его в себе от мусора, от того наносного, что свойственно каждому из нас. Полюбить себя – вот того, отражённого в Боге, и Бога в себе, как в зеркале, отражённого. Полюбить. И его начать воспитывать в себе. Если это происходит – семья меняется. Если не происходит – тоже меняется, но куда, в какую сторону она меняется?

А если подобное происходит в государстве, в обществе? Наполняясь не Духом Святым, а духом лесчим, бесовским, лживым, при внешнем соблюдении неких правил, начинается игра в жизнь. Цена такой игры очень велика. Мы тогда находились в страшном состоянии, об этом можно свидетельствовать сегодня, и враги потому заняли Кремль, народ потому стонал под ярмом польским, что сам отдал территорию: вначале – территорию своей души, веры своей, а затем и территорию страны. Что произошло? Когда люди, движимые призывом Церкви, задумались, они остановились, подобно блудному сыну: «Я так далеко ушёл на сторону далече! Я промотал данное от Тебя, Отче, и недостоин называться сыном. Хотя бы наемником быть у Тебя…» И сделал человек движение вперёд к Богу, желая вернуться туда, откуда ушёл.

Представьте себе: трёхдневный пост держала страна. Какой был порыв сил! Весь народ держал трёхдневный пост. Так бывает горько и скорбно, когда приходят родители и говорят: «Зачем поститься моему сыну?» «У меня ещё маленькая дочь!» В Евангелии сказано, что бесовский род изгоняется только молитвой и постом. Больше ничем. Ужели страсть детей не борет? Мы же знаем с вами, как борет. Почему неразумные родители выбивают оружие из рук своих детей? На что обрекают они своих чад, не приучая их к посту? Не научая их воздержанию, к малому не призывая? И всегда можно посоветоваться со священником, как правильно устроить воздержание с учётом всех обстоятельств жизни. И тогда… И тогда в незримые духовные латы облачается и юный, и взрослый. И, вместе постясь, вспахивая поле своего сердца, они засеивают его молитвой, которую часто нужно понуждать себя совершать, потому что мы духовно расслаблены. И тогда они пьют нектар общения с Богом, потому что всё это в совокупности даёт глубокий порыв к покаянию. Если окно открыть, то ветер непременно будет попадать в комнату – в комнату нашего духовного дома, и там проветривать воздух – душный, спёртый и нечистый.

Так и произошло. Когда архиепископ Арсений, находясь в узах, в плену (на своей территории в плену!), заточённый в Чудовом монастыре, молился вместе с народом – что тогда произошло? Небо открылось. И Господь послал преподобного Сергия, духовного игумена русской земли, поддержать святителя и через него, как через инструмент в этом мире, вдохновить народ. Что удивительно, вот посмотрите: открылось Небо – Бог послал преподобного, открылось сердце – молился архиепископ, открывались души – молились люди, и все почувствовали, что что-то изменилось. И, обращаясь к Той, Которой Господь дал быть Взбранной Воеводой русского народа, к Матери Божией, люди обрели силу и способность побеждать. Никогда ни одна победа не даётся без духовного преображения человека. Вначале сила духовного оружия наносит удары по нашему падшему духовному естеству, а уже потом оружие Победы возносится над врагом. Вначале борьба с врагом невидимым, а потом – зримая победа на бранном поле.

Кто-то скажет: «Это же далёкая история». Нет, это постоянная история. Всё то же самое происходит в любую эпоху: как только оскудевает человек внутренне – тут же враг связывает его путами и, в этих узах находясь, пленённый человек расточает, разрушая свою личность, свою семью, свою страну, мир вокруг себя. Когда мы с вами в Духе Святом, тогда и нам с вами хорошо и радостно, и окружающим тоже покойно, радостно и хорошо. Когда мы не в духе – мы в опасности.

Так отрадно осознать, что наши соотечественники сегодня в этой стране получили день, данный им… для чего? Почему этот день выходной? Потому что, любя нас, Господь дал нам время и возможность прийти в храм. А после этого – собраться с близкими, разделить совместную трапезу. Но важно прийти в храм Божий, чтобы здесь прославить и Спасителя мира, и Царицу Небесную, и тех, кто дал нам возможность сегодня ощущать себя народом. Да, кто-то сегодня не пришёл, но мы-то здесь с вами – значит, есть надежда. Значит, есть упование, что пробуждающийся народ не только закупит необходимое для пикника в этот день, но и на Божий пир придёт. Может быть, не сразу, но придёт. Если мы, наполнившись здесь сегодня этим духом, потрудимся донести его до дома и, собравшись здесь сейчас, взяв отсюда то, что нужно, понесём туда, в мир, с готовностью поберечь это состояние. Раз Бог дал после страшных времён России этот день как выходной – значит, над многим этот народ задумался. Поэтому и получил возможность сегодня ощущать себя народом.

Фёдор Михайлович Достоевский писал: «русский – значит православный». Понятие русскости пронизано понятием веры, и, будучи разными по крови и принадлежности к тому или иному национальному сообществу, мы объединяемся в этой русскости как в твёрдости православной веры. Это мост, проложенный в Вечность. Это лестница, возносящая нас к Небесному Царству. Это правда, которая действует на совесть, пробуждая в нас национальное самосознание не в сторону необходимости кого-то унизить, нет, а просветить светом веры Христовой, взяв этот дорогой и жаркий огонь для того, чтобы согреться возле него и помочь согреться тем, кто ещё не успел прийти к нему сам из холодного леса, из дремучей зависимости, от маленького, суетного и земного, человеческого, несовершенного, ущербного, неглубокого, низкого и страшного.

И вновь вспоминается пример преподобного Макария Великого – помните, когда он шёл с послушником в гору. Молодые ноги послушника были резвыми, и вязанка дров на плечах у этого юноши не была тяжёлой для него. Преподобный же шёл медленно, ибо он был стар. Юный послушник поднимался в гору, а оттуда, с высоты, спускался жрец-язычник. И молодой и сильный послушник стал оскорблять того, кто был в темноте. И вязанка дров упала с его плеч, и, лишаясь Духа Святаго в состоянии нелюбви к тому, кто спускался с горы и был в темноте, он ещё больше усугубил состояние зла, в котором был тот несчастный. И тот побил юного послушника, и в слезах он бежал. Гневный человек шёл дальше. Легион бесов окружал этого несчастного, и шансов у преподобного Макария не было никаких: какое уж тут единство! Но когда одержимый бесами человек посмотрел в глаза преподобному, он там не увидел ни презрения, ни осуждения – там была только любовь: «Здравствуй! Мир тебе!». От этих слов всё перевернулось в сердце человека, одержимого легионом бесов: они отступили от него от этих двух слов: «Мир тебе!» И всё изменилось. Только что страшный человек был готов растерзать любого – и вот он, подобно агнцу, спрашивает: «Скажи мне, кто тебя таким сделал?» – «Христос» – «Прошу тебя, познакомь меня с Ним».

Сегодня – День Народного единства, и Господь через Свою Пречистую Матерь призывает нас к миру. К тому миру, который есть состояние души. И когда мы входим в этот мир, мы объединяемся, получая огромную силу и потрясающую перспективу во всех отношениях. Давайте дорожить этой возможностью, данной нам с вами и для этого земного мира, и для вечности, ибо в этом смысл жизни: мир внутри себя с Богом и с ближним в готовности быть в единстве духа и союзе мира.

Протоиерей Андрей Алексеев

Проповедь на празднования Казанской иконы..Пресвятой Богородице.

Сегодня Русская Православная Церковь. торжественно молитвенно вспоминаем и прославляем явление милости Божией Матери православной державе Российской, выразившееся в чудесном избавлении нашего дорогого Отечества в 1612 году от нашествия иноплеменников.

Наши предки, русские люди, любили Богоматерь и питали особенную, глубокую веру в небесное предстательство Ее о роде христианском и всегда обращались к Ней с усердной молитвой в своих скорбях и бедствиях. Хотя целые страны считали Пресвятую Деву своей Покровительницей и чтили Ее, но в нашем Отечестве имя Матери Божией было окружено особым почитанием – неизмеримо большим, нежели где бы то ни было еще, и Богоматерь ни на какую другую землю не излила столько Своей благодати и милости, сколько на Землю Русскую.

Практически во всяком русском городе непременно есть источник благодати Богоматери – Ее чудотворные иконы, в которых восхотела Она дать людям небесный залог Своей любви и послужить Утешением для страждущего человечества. Народ наш любил называть Богоматерь особыми именами, приличествующими Ее небесному покровительству и милосердию, и Матерь Божия не оставляла тщетной его веру, но подавала скорую помощь каждому просящему и Отечеству нашему в целом. Особенно памятно избавление нашей земли милостью Божией Матери от владычества поляков в 1612 году. В ту скорбную пору, когда царский род на Руси совсем было пресекся, в нашем Отечестве стали происходить беспорядки, которые и привели к полному безначалию. Этим поспешили воспользоваться поляки: они захватили в свои руки Москву и с ней – до половины царства русского. Опасаясь так навсегда и остаться под властью ига польского, русские люди встали на защиту своего Отчества, возложив при том упование на Небесную Заступницу, к Которой и обратились с горячей мольбою о помощи в борьбе против врага.

Войска взяли с собой икону Божией Матери, именуемую Казанскою и предводительствуемые Ею приблизились к Москве. Был объявлен пост, весь народ и воины три дня постились и горячо молились пред чудотворной иконой Царицы Небесной о даровании им победы. И Пренепорочная Владычица услышала молитву их и Своим предстательством испросила у Милостивого Сына и Господа Своего помощь и одоление на врагов русским людям. Явившийся ночью в сонном видении томившемуся в заточении у поляков греческому архиепископу Арсению Преподобный Сергий Радонежский сказал Владыке, что Господь по молитвам Матери Своей и святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на следующий же день низложит захватчиков и первопрестольный град российский возвратит в руки русских людей.

Ободренные этим известием воины наши 22 октября с Казанской иконой Божией Матери без особого труда взяли Москву и освободили Отечество от иноплеменников. Таким образом и страна, и Церковь были избавлены от иноземного порабощения. Благоговея пред Небесною Помощницей, благодарное воинство и все граждане столицы в следующий же воскресный день совершили молебное пение ко Пресвятой Богородице, спасшей русское государство. Крестным ходом, неся Казанскую икону, прошли они до самого Лобного места, причем в воротах Кремля встретил их святитель Арсений с другой святыней – сохраненным им в плену чудотворным Владимирским образом Богоматери.

А чтобы память спасительного заступления Пресвятой Богородицы за Отечество наше не ослабела от времени, вскоре единодушно положено было совершать ежегодно торжественное воспоминание о чуде Ее в настоящий день, 22 октября.

Как видим, дорогие братия и сестры, основной причиной спасения страны от погибели явилась твердая православная вера наших предков. Когда надежды на человеческие силы уже не было, тогда все истинные сыны Церкви и Отечества возложили на себя трехдневный пост и молились к Богоматери пред чудотворной Ее Казанской иконой. И молитва их была услышана.

Кроме того, с самых древних времен народ русский отличался простой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой вере нашей и в любви к Сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Ее милости. Какая мать останется равнодушной к тому, кто будет выказывать, кто обнаружит явные знаки участия и любви к ее детям? Благоговейная вера, крепкая любовь к Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу несомненно и на Небе доставляет особенную радость Пречистой Его Матери. И отсюда происходит то, что заступление и помощь Ее изливается на всех, кто издревле свято чтит и исповедует Господа Иисуса Христа, благоговейно поклоняется Ему и с любовью повинуется устроенной Им на земле Церкви.

К чему же обязывает нас воспоминание о чудесной помощи Матери Божией нашей Земле Русской? Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше дается, тем больше будет и взыскано с нас.

Кто, как не народ Божий, народ еврейский, видел над собой столь явную, столь чудесную помощь Божию? Вся его история от начала до конца проникнута, наполнена описаниями чудного, непосредственного руководства Божия. Но в то же время как много, как тяжко потерпел он, этот избранный народ Божий, за свое многократное отступление от истинного Бога, за свои частые измены вере праотцев! Почему? Потому что того требует правосудие и величие Божие: Господь не может оставить безнаказанным ни одного проступка, оскорбляющего достоинство Его святого Закона. «Уйдем отсюда»,– раздалось в самом Святилище иудейского Храма, и вскоре мерзость запустения явилась на месте святом и останется там, по слову Господню, до конца века – после того, как народ еврейский не уверовал в Единородного Сына Божия.

Возблагодарим же, дорогие, Господа и Пречистую Его Матерь за столь великие благодеяния, явленные к утверждению и возвеличению Отечества нашего, приведенного к своей славе путем тяжких испытаний единственно десницею Божией. Будем дорожить, братия и сестры, святым союзом с Господом Иисусом Христом и Его Пречистой Матерью, избравшей нашу землю Своим достоянием. Господь Иисус Христос и Матерь Его ревнуют по нас любовью. Будем помнить, Кто наша Заступница, Кто наша помощь и надежда, и не порвем с Ней союза своего, но утвердим его верой, жизнью своей и упованием. Помышляя, что православные христиане составляют достояние Сына Ее и пользуются особым покровительством Ее, не будем забывать вместе с тем и того, что истинное свойство православных христиан в том собственно и состоит, чтобы во всем последовать Христу как единственному Законодателю и бесконечно любить Его как единственного нашего Спасителя.

Надо крепко держаться того пути, которым шли наши православные предки, который указал нам Иисус Христос, который указывает и святая Церковь. Этот путь Господь начертал нам в Своем Святом Евангелии, и его мы должны свято хранить и соблюдать. Отступим мы от этого пути, от этого завета со Христом, отступит от нас и наша Заступница, Царица Небесная, потому что в союзе с врагами Сына Своего, попирающими Его учение, Его заповеди, Его Кровь заветную быть Она не может, как и Христос, Сын Ее, не может быть в союзе с велиаром.

Помолимся же сегодня Царице Небесной, чтобы Она Сама утвердила нас на спасительном пути, ибо Она всегда готова ходатайствовать о нас, только бы мы прибегали к Ее предстательству с теплой и усердной молитвой, с твердой верой и упованием. И тогда Она ни за что не отступит от нас Своим благосердием, но присно будет сохранять и спасать нас от всякого зла. Вознесем Ей горячие молитвы от всего своего сердца, с умилением воззовем к Ней: Радуйся, Заступнице усердная рода христианского!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приидите, вернии люди, прославим Всемилостивую Заступницу рода христианского, Преблагословенную Чистую Деву Марию.

Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами снова вспоминаем неизреченные милости Царицы Небесной, явленные Ею нашему Отечеству в прошлом, и, вспоминая их, мы духовно торжествуем и утешаемся и умиляемся своими сердцами, и успокаиваем свои сердца при мысли, что христиане в лице Богоматери имеют для себя верную и неусыпную Заступницу, Которая всегда зрит наши нужды и потребности. Непрестанное попечение Царицы Небесной о человеческом роде, многообразно открывающееся нам, научает нас живому и крепкому упованию на Промысл Божий и всемощное предстательство Ее о нас. Оно наглядно удостоверяет нас в том, что под благотворными и спасительными для нас воздействиями и влияниями небесного Промышления проходит вся наша жизнь, что Пречистая Владычица Богородица, равно как и все святые, принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам свыше Свое благословение и помощь.

Такое покровительство Богоматери и святых является нам различно. Оно является в даровании нам разных земных благ, в сохранении жизни нашей и в бесчисленных благодеяниях, которые непрестанно изливаются на нас от Бога и располагают нас любить, благодарить и прославлять Его от всего сердца нашего и от всей души. Оно является в самых скорбях и бедствиях наших, которые научают нас терпению, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле. Оно является, наконец, и в чудесной сверхъестественной помощи, один из случаев которой – в городе Казани – мы сегодня и вспоминаем. Поэтому настоящий праздник есть торжество, веселие и восторг нашего сердца. Святая Церковь, установив его и собрав нас сюда, имеет целью доставить нам радость, ликование по поводу того, что несет и содержит он в себе.

Так нынешний праздник напоминает нам о том, что Богородица есть Заступница наша, что Она за всех молится и творит спасение всем, прибегающим под державный Ее покров. Поэтому как же нам не прославлять Ее за этот покров, за эту постоянную и усердную помощь нам, многогрешным, как не радоваться этому заступлению перед Сыном Ее и Отцом Небесным! Матерь Божия всегда около нас, Она не столько пребывает на небе, сколько на земле. Насколько нежная материнская любовь всегда своим теплом согревает сердца детей, настолько же, и еще в большей степени, любовь Матери Божией простирается на род христианский, готовая всегда утешить, помочь и спасти от всякого зла и лютого обстояния. В мире много скорбей, и кто же от них нас избавит, как не Преблагословенная Царица Небесная?! Она и избавляет нас невидимо, а иногда видимо, о чем свидетельствуют многие примеры в истории христианской Церкви. Но чтобы действительно всегда быть достойными небесного покровительства и помощи Владычицы нашей, нам необходимо стараться сохранять в своем сердце любовь к Ней и подражать Ее чистому, богобоязненному житию.

Из истории сегодняшнего праздника особенно достойно внимания, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что не кто иной, а только невинная отроковица сподобилась видения и именно ей дано было повеление обрести Казанскую икону Божией Матери, и никто другой, а только она сподобилась собственноручно откопать в земле на указанном в видении месте явленный по воле Богоматери образ. Это свидетельствует нам о том, что только чистые душой близки к Божественной святыне и именно к ним особенно благоволит Матерь Божия. Ибо и Господь в святом Евангелии говорит: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Чистота сердечная есть то нетленное украшение человека, которым он уподобляется Богу; она заимствует свою силу от любви к Богу и к ближним.
Господь повелевает нам очистить сокровенность своей души от всякой скверны греховной, потому что она делает наше сердце нечистым. Всякий грех получает свое начало в нашей душе и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16),– говорит Господь чрез пророка Исаию. Но что это – нечистота души нашей? Худые, суетные, скверные помыслы, греховные движения души – гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость, корыстолюбивые желания и грехолюбивые непримечаемые мысли и похотения, все это – суть нечистота души и скверна нашего сердца. При таковой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Поэтому должно всемерно сохранять чистоту своей души, необходимо всемерно избегать всех соблазнов и обольщений, от которых в душе порождаются скверные мысли и возбуждаются страсти. Если мы будем таким образом сохранять непорочность своей души, то и внешнее наше житие будет добро и чисто, потому что от худых мыслей и дел, от нечистых похотений являются и студные дела. Будем же всячески блюсти в чистоте души свои, и благоволение Божией Матери всегда пребудет с нами, и Сама Владычица наша станет к нам еще ближе. Аминь.