День космонавтики в школе: сценарий праздника. Классный час и другие мероприятия ко Дню космонавтики в начальной школе. Сценарий мероприятия ко дню космонавтики Сценарий конференции об освоении космоса для старшеклассников

Сценарий конкурсной программы на День космонавтики в 5-6-7 классах

Цели: развивать эрудицию учащихся, изучить новый материал, закрепить пройденный; развивать ловкость и смекалку.

Предварительная подготовка . К этому мероприятию учитель может предложить учащимся для заучивания следующие стихотворения.

Звезды

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу пленяете?

Частые звездочки, звездочки тесные!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звезды небесные,

Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ласкаете,

Звезды небесные, звезды далекие!

Послушайте!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

целует ему жилистую руку,

чтоб обязательно была звезда!

Клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Ход мероприятия

Ведущий.

Сыны и дочери планеты голубой

Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.

Налажен путь в межзвездные пространства

Для спутников, ракет, научных станций.

Шагает эра космоса вперед!

Ракеты продолжают свой полет,

Стартуя с Байконура каждый год.

Привык к таким явлениям народ.

Хранит в душе он первую любовь,

Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,

Но первый был Гагарин, он был свой,

Родной, с улыбкой детской, озорной.

Когда День космонавтики справляют,

Любимца своего все вспоминают.

Но в этот день поздравим мы и тех,

Кто славу создает стране, успех:

Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,

Как космонавты подвиг совершают,

И тех, кто отправляет корабли,

Стартующие с матушки-Земли, -

Всех, кто с космической наукой в жизни связан.

Народ своей любовью им обязан.

Гордится космонавтикой страна:

Она была и будет нам нужна!

Здравствуйте, уважаемые ученики! Сегодня наша викторина посвящена Дню космонавтики. Этот день навсегда останется в истории и сердцах миллионов людей. Благодаря старательным усилиям наших знаменитых ученых нам сегодня доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос!

А сейчас мы приглашаем вас, дорогие участники, на импровизированный аэродром.

Для начала викторины необходимо разделиться на две команды.

На столе учителя лежат карточки, количество которых соответствует количеству ребят. На обратной стороне карточек отмечены цифры 1 и 2. Каждый участник подходит и вытягивает карточку, смотрит своей номер команды.

Каждой из команд предлагается определенное задание. Та команда, которая первая назвала правильный ответ, зарабатывает одно очко. Победительницей мероприятия считается команда, набравшая наибольшее количество очков. Также учитывается находчивость, сообразительность и ловкость команд.

Вопросы викторины:

1. Из чего состоит наша Солнечная система? (Из Солнца и всех тел, которые вращаются вокруг него под действием сил притяжения.)

2. Что такое вселенная? (Пространство и все тела, заполняющие его.)

3. Что такое галактика? (Гигантские скопления звезд, разбросанные по Вселенной.)

4. В какой галактике мы живем? (Галактика Млечный Путь.)

5. Какие планеты Солнечной системы вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

6. Какую планету называют Утренней Звездой? (Венеру.)

7. Какая планета самая большая в солнечной системе? (Юпитер.)

8. Какая планета самая маленькая? (Плутон.)

9. В какое время года Земля бывает ближе к Солнцу? (Зимой.)

10. Какая планета из видимых с Земли самая яркая? (Венера).

11. На какой планете самые высокие горы? (На Марсе.)

12. Почему планету Марс называют «красной» планетой? (Из-за цвета ее пустынь.)

13. Назовите то место солнечной системы, куда ступала нога человека? (Луна.)

14. Что такое астрономия? (Наука о небесных телах.)

15. Что такое метеориты? (Обломки комет, упавшие на Землю.)

16. Что такое обсерватория? (Здание, оборудованное для астрономических наблюдений.)

17. Что такое телескоп? (Астрономический прибор для наблюдения за небесными телами.)

18. Кто изобрел первый телескоп? (Итальянскийученый Галилео Галилей.)

19. Что такое комета? (Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.)

20. Какой ученый доказал, что Земля вращается вокруг Солнца? (Польский ученый Николай Коперник.)

21. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? (К.Э. Циолковский.)

22. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса. (Академик С.П. Королев.)

23. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет. (К).А. Гагарин.)

24. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики? (12 апреля 1961 года Ю.А. Гагарин совершил первый космический полет.)

25. Назовите первую женщину-космонавта нашей страны. (Валентина Николаевна Терешкова.)

26. Как называется летательный аппарат? (Ракета.)

Дополнительные сведения:

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета, расположена на расстоянии 58 млн км от Солнца. Полный оборот совершает вокруг него за 88 дней.

Венера - вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета. Венера - самая жаркая планета. Период вращения вокруг Солнца - 225 дней. Двигаясь по орбите, она ближе всех подходит к Земле.

Земля . Большую часть поверхности Земли составляет Мировой океан (71%), суша - 29%. Суточное вращение земного шара происходит за 23 часа 56 минут 41 секунду. Свет от Солнца до нас доходит за 8 минут.

Марс - четвертая по расстоянию от Солнца планета, холодная и безводная. На Марсе находятся самые высокие горы - около 27 км высотой. Сутки на Марсе длятся 24 часа 39 минут. Год на Марсе длится 689 дней. Днем температура достигает 0 градусов, а ночью падает до 100 градусов по Цельсию.

Юпитер - пятая по расстоянию от Солнца. Самая большая планета, затрачивает на один оборот вокруг Солнца почти 12 лет. Период вращения Юпитера вокруг своей оси составляет 9 часов 50 минут; температура достигает 140 градусов.

Сатурн - шестая планета. Она отличается от всех остальных тем, что имеет около 7 колец. Все они вращаются вокруг планеты. Кольца состоят из множества отдельных частиц, имеющих структуру метеоритов и пыли. Сатурн делает оборот за 10 часов 15 минут. Температура этой планеты 170 градусов.

Уран - это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Это седьмая планета от Солнца. По диаметру она почти в четверть больше Земли. Она вращается вокруг Солнца за 84 года, температура - 215 градусов.

Нептун - делает полный оборот за 164 года.

Плутон - последняя планета. Она находится в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля. Это самая маленькая и холодная планета.

Умницы! Оказывается, вы так много знаете о космосе, планетах и звездах, что я не сомневаюсь в ваших знаниях о зарождении жизни на нашей планете.

А знали ли вы, что возраст нашей старушки-Земли, которая является родным домом всему человечеству, очень велик. Его даже трудно себе представить: Земля возникла в звездном пространстве около пяти миллиардов лет назад! Попробуйте вообразить, почувствовать это время. Пять миллиардов - это значит пять раз взять по миллиарду лет! Вот как далек от нашего времени день ее рождения!

Для удобства изучения этапов образования нашей планеты ученые разделили историю ее развития и эволюцию жизни на отдельные эры, используя для этого некоторые естественные, характерные особенности. В свою очередь эры делятся на периоды. Продолжительность эры и каждого периода - их возраст - определена в миллионах лет.

Эра звездного существования Земли - тогда раскаленной и безжизненной - удалена от нашего времени на миллиарды лет. Атмосфера была насыщена горячим газами и водяными парами. Тучи вулканического пепла сплошной пеленой окутывали планету и не пропускали солнечных лучей. Водяные пары по мере охлаждения Земли постепенно сгущались, и наконец хлынули горячие проливные дожди, которые продолжали идти тысячелетиями... Вода - основа возникновения и существования живой материи - появилась на планете в первой половине архейской эры. Это было время образования первых древних морей и океанов. А как известно, океан - это колыбель жизни. Ведь первые живые клетки возникли именно в океане. Так на Земле появилась жизнь. Произошло это событие около двух миллиардов семьсот миллионов лет назад. Причем названная цифра научно обоснована. Она определена учеными исходя из возраста окаменелых останков первых беспозвоночных животных, первых водорослей и первых бактерий, появившихся на Земле.

В течение следующих четырех эр: протерозойской, палеозойской, мезозойской, кайнозойской - наша планета обрела современные очертания. И на сегодняшний день, в век технического прогресса, мы имеем возможность исследовать космос, звездные тела и другие планеты.

Итак, мы с вами находимся на космодроме, где нас ждут команды космонавтов, мечтающие побывать в космосе, но полететь сможет только та, которая станет сильнейшей. Поэтому, чтобы стать отличным космонавтом, недостаточно быть здоровым и обладать специальными знаниями. Нужно быть еще выносливым, ловким, находчивым, легко справляться с проблемами, возникающими во время космического полета.

Задание 1.«Кольцо»

Две команды стоят параллельно друг другу. Напротив каждой команды лежит обруч. Участники каждой команды должны по очереди пролезть через обруч и занять свое прежнее место. Выигрывает та команда, которая раньше выполнит задание.

Задание 2. «Шатающийся бум»

Бум (или низкую длинную скамейку) длиной несколько метров устанавливают на высоте 30-40 см от пола или земли. Две команды выстраиваются на концах бума. По сигналу первые участники начинают передвигаться навстречу друг другу, сталкивая соперника. Свалившийся выбывает из игры. А в игру вступает следующая пара. Побеждает та команда, которой удастся перейти на противоположный конец.

Устали? Давайте немножко отдохнем. Перед вами - кроссворд , который мы сейчас дружно разгадаем.

1. Эта планета имеет семь колец. (Сатурн.)

2. Планета красного цвета. (Марс.)

6. Назовите планету, большая часть которой занимает мировой океан. (Земля.)

8. Планета, открытая с помощью телескопа. (Уран.)

Задание 3. «Кресло космонавта»

Выбирается по одному представителю от команды. Участник садится в кресло и, не покидая его, пытается собрать расположенные вокруг него десять предметов (расстояние до них должно составлять не меньше полуметра).

Задание 4. «Стрелы вселенной»

Перед каждой командой выставляется фанерный щит с изображением звездного неба. Около каждой звезды - номер. Чем меньше звезда, тем больше ее номер. С расстояния 4—5 м участник команды должен попасть дротиками в одну из звезд. Кто наберет наибольшее количество очков, тот и победитель.

Все самые трудные задания позади, осталось одно, но не менее важное. Сноровке и ловкости вам не занимать, поэтому нужно позаботиться о том, что же взять с собою в космос.

На столе разложены два комплекта рисунков с изображением следующих предметов: книга, блокнот, авторучка, яблоко, кошка, скафандр, будильник, тапка, фотоаппарат, тюбик с манной кашей, ложка, тюбик с тортом и т. д. Каждый участник должен выбрать один из наиболее понравившихся ему предметов и объяснить почему.

Вот и закончились наши соревнования. Слово предоставляется нашему многоуважаемому жюри, которое определит сегодня победителя. Вы сегодня показали глубокие знания по астрономии, доказали, что вы можете справиться с любой проблемой.

А еще ребята приготовили вам стихотворения, которые они сейчас прочитают.

Ученики читают стихи. Подведение итогов викторины.

А нам остается попрощаться и пожелать друг другу удачи, счастья, успехов и до встречи в межгалактическом пространстве.

За 26 лет до выхода на орбиту земля советского космического корабля « Восток» с человеком на борту Константин Эдуардович Циолковский сказал: «Не хочется умирать на пороге проникновения человека в Космос. Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик. У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства. Представляю его открытое «русское лицо, глаза сокола». Эти слова произнесены великим учёным в 1938 году. Юре Гагарину было в то время около года. Кто мог предречь тогда, что именно этот мальчик, рожденный в семье смоленских колхозников, станет первым из тех обитателей планеты, на чью долю выпадает, разорвав путы земного притяжения, проникнуть в межпланетное пространство? И всё же портрет космонавта, нарисованный Циолковским, удивительно точно предвосхищает и внешний облик Юрия Гагарина, и содержание его внутреннего мира. Каждый уголок земли русской имеет свою историю. Есть она и у села Клушина, где прошли детские годы первого космонавта земли 9 марта 1934 года здесь родился Юрий Алексеевич Гагарин. Отец Гагарина Алексей Иванович Гагарин - сын смоленского крестьянина - бедняка. Образование у него было два класса церковноприходской школы. Но человек любознательный и много добился благодаря этому. В селе Клушино он слыл мастером на все руки. Он все умел делать в крестьянском хозяйстве, но больше всего плотничал и столярничал. Мать – Анна Тимофеевна так же в молодости не получила образования. Но она могла правильно ответить на любой вопрос детей. А детей в семье было четверо: старший брат Валентин 1924 года рождения, сестра Зоя тремя годами моложе, брат Юрий и младший брат Борис. В семье авторитет отца был непререкаем. Строгий, но справедливый, он преподал детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду. В год, когда Юра должен был пойти в школу, началась Великая Отечественная война. Наступил сентябрь и Юра Гагарин вместе со сверстниками отправился в школу. Но фашисты оказались слишком близко. Как раз в этот день над селом Клушино пролетели 2 самолета с красными звездами на крыльях. Это были первые самолеты, которые пришлось увидеть Юре Гагарину. Один из самолетов был подбит и летчик едва тянул за болото. Самолет упал, а пилот удачно выпрыгнул. Все мальчишки побежали туда. Летчик расстегнул кожаную куртку, и Юра вместе с ребятами увидел ордена, блеснувшие на груди у летчика. Фронт приближался. Село Клушино долгое время было отрезано от всего мира. Школу пришлось оставить. Вскоре отец ушел в армию. Брата Валентина и сестру Зою немцы угнали в Германию. Все ждали окончания войны. И вот как-то раз мать, пахнущая распаханной землей, обняла Юру, расцеловала и сказала: «Гитлеру капут, наши войска взяли Берлин». После двухлетнего перерыва Юра вернулся в школу. В пятый класс Юра пошел в другую школу. Там вступил в пионерскую организацию. В школе пионеры организовали технический кружок. Здесь впервые ребята вместе с Юрой сделали первую модель самолета. То-то было радости, когда эта модель взмыла в воздух и, набирая высоту, полетела. Окончив в Гжатске 6 классов, он всерьез подумывал о том, что надо получить рабочую квалификацию, поступить на завод, а затем уже продолжать образование. Юрий сдаёт вступительные экзамены на «отлично» в ремесленное училище сельскохозяйственных машин в Люберцах – московском пригороде, по специальности – металлург-литейщик. На Люберецком заводе учили специальности формовщика. Ремесленное училище Юрий окончил с отличием и был аттестован на 5-й разряд литейщика-формовщика. По окончании школы рабочей молодежи ему вручена похвальная грамота за отличные успехи и примерное поведение. Это давало ему право поступать в Саратовский техникум, (куда направило его училище), без экзаменов. Отделение Гагарин выбрал литейное. В новой робе вошёл он мальчишкой в литейку И застыл на мгновенье: там пламя и дым! Звонко брызги металла из формы летели, Как осколки единой огромной звезды. С детских лет он познал: то пожнёшь, что посеешь. …Льётся жидкий металл, раскалённый, как век! Мастер хитро прищурился: - Нечто робеешь? Привыкай… управляет огнём человек. В техникуме Юрию поручили сделать доклад о Константине Эдуардовиче Циолковском, его учении, о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. Гагарин прочел очень много книг этой тематики. Позднее он вспоминал… «Циолковский перевернул мне душу, Это было посильнее Жюля Верна и Герберта Уэллса, да и других научных фантастов. Все сказанное ученым подтвердилось наукой и его собственными опытами… И, может быть, именно с этого дня у меня появилась неудержимая тяга в небо, в атмосферу, в космос». В Саратове был аэроклуб, и 26 октября 1954 года Юрий Гагарин зачислен туда пилотом, согласно личному заявлению. В дипломе об окончании Саратовского техникума значатся 32 предмета, по 31 предмету у Гагарина - отличные оценки, (лишь одна четверка по психологии). Аэроклуб Гагарин окончил с оценками только «отлично». После экзаменов получил направление в Оренбургское авиационное училище, которое закончил в 1957 году и получил специальность военного летчика-истребителя. К месту службы – истребительный авиационный полк Северного флота – младший лейтенант Юрий Гагарин прибыл с молодой женой Валентиной. Весной 1960 года Юрий Гагарин был включен в состав кандидатов в космонавты. В семье Гагариных пополнение: родилась дочка Леночка. В марте 1961 года еще одно знаменательное событие: рождение второй дочери – Галины, и успешные испытания корабля с собакой и манекеном в пилотном кресле. В последних числах марта отряд космонавтов вылетел на космодром Байконур. Первого космонавта выбирали наставники и государственная комиссия. Но за несколько дней до старта главный конструктор, Сергей Павлович Королев, предложил будущим космонавтам самим выбрать первого и аргументировать свой выбор. Мнения комиссии и пилотов совпали - почти все предложили послать Гагарина. А что было написано в листке самого Юрия? По его мнению, первым должен лететь Павел Беляев. «Он настоящий человек, с него можно брать пример. Нам, молодым, ещё многому надо учиться у него. Он успел даже повоевать на фронте. Я думаю, что и мы успеем слетать в космос. Я очень хочу слетать! Страстно! Хочу и надеюсь, что нас не будут долго задерживать на Земле!» ОДИН ЗА ВСЕХ... Разноголосый, шумный, необъятный, Своими жил заботами эфир. И грома реактивного раскаты – ГАГАРИН! – не гремели на весь мир. А он к ракете шёл. Вдруг оглянулся, Чтоб улыбнуться всем, кто провожал. К плечу,- на счастье,- кто-то прикоснулся, А кто-то руку от души пожал. Все шло обычно, как на тренировке, И необычным станет все потом, Когда ракету оторвёт от кромки Огня кинжальный, реактивный гром! На Германа взглянул он, как на брата, На верного дублёра своего. И провожавшим выкрикнул: - Ребята! Один за всех и все за одного… Сообщение ТАСС 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – Спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Сообщение ТАСС После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза. Вот как вспоминал о своем полете Юрий Гагарин: «Когда я летел в космическом корабле «Восток» и впервые увидел нашу землю со стороны. Это было потрясающее зрелище! В голубоватой дымке атмосферы подо мной проносилась планета, на которой живем все мы – люди…» Через день Космонавта №1 встречала Москва. Когда он появился на трибуне Мавзолея, восторженный рев толпы покатился над Красной площадью…Так первого космонавта встречали везде. Юрий Алексеевич сначала облетел, а затем объехал весь земной шар. Но Гагарин считал, что в какой-то мере счастливый случай сделал его первым космонавтом. В сентябре 1961 года Юрий Гагарин приступил к занятиям в Военно-воздушной академии имени Жуковского. И оставался летающим космонавтом. Когда на землю он вернулся, Закончив звёздные дела, Так белозубо улыбнулся, Улыбка так была тепла! В ней только доброта сила, Ни капли превосходства нет. Как будто роща излучила Берёзовый озёрный свет. Она объединила мудро Движенье воли и ума. Так солнечным морозным утром Смеётся русская зима. Она, как чудо, нам открылась, И был таков её размах, Такая искренность искрилась В чуть-чуть прищуренных глазах! Нам с ней легко в пути великом, Душе теплей в её тепле. Да, без гагаринской улыбки Темнее б было на земле! 27 марта 1968 года Юрий Гагарин под руководством опытного конструктора Владимира Серегина выполнял обычный тренировочный полет на истребителе УТИ МИГ-15. Самолет потерпел аварию в трех километрах от села Новоселова Киржачского района Владимирской области. Полностью выводы комиссии, расследовавшей это происшествие, были засекречены (и таковыми являются до сих пор). Все это породило вокруг смерти Юрия Гагарина немало слухов и легенд. Март скорбел И таяли снежинки От печали Приднепровских лоз, И текли Горючие слезинки По щекам Заплаканных берез. Было небо розовато-синим, Замолкали Рощи и поля – Горевала о погибшем сыне Больше всех Смоленская земля. Ели кремлевские хмурые В последнем стоят карауле… Давно ли встречали Юрия В апрельском победном гуле? Тогда он вошел в бессмертие Земной и небесный сразу… Глотая полынь, не верьте, Что умер герой сероглазый. Память Клочков Светлые шторы - матовый свет Светлая мебель. Его кабинет Глобусы, карты, портрет Королева. Звёздные трассы заманчиво новые. График полётов на столе лежит. Светлая работа! Светлая жизнь! Торопил минуты, звёздно видел сны, Но остановились на стене часы… Уходя оставил яркую, как пламя. Светлую, светлую, светлую память. 50 лет минуло с тех пор, как первый космический корабль, ведомый человеком, оторвался от земного причала и оставил вечный след в звездных просторах. Первого космонавта планета запомнила обаятельным, с открытой улыбкой. Его знали все. И все увидели в нем родного и близкого человека! На родине Гагарина – весна. Ручьи как струны звонкого апреля! Над тихой Гжатью домик в три окна Роняет с крыши чистые капели. Сегодня даль небесная ясна. Ракеты в космос мирные влетели. Гагаринским мальчишкам не до сна. Они мечтают о высокой цели. Березняки распахнуты ветрам, Шумят в разливах солнечного света. Все громче с каждым утром птичий гам, Добра и мира верная примета. … Он улыбнулся звездам и мирам,

Начиная планирование мероприятия и сценария Дня космонавтики, главное внимание следует уделить разнообразию его элементов - детям должно быть интересно. Этот праздник проводится с учетом особенностей каждой возрастной категории школьников.

Младшие классы

Маленьких детей не следует перегружать информацией об освоении космического пространства. Мероприятия должны содержать больше подвижных и логических игр. Можно предложить детям создать своими руками оформление для праздника: игрушки, рисунки, поделки, посвященные Дню космонавтики.

Ученикам 1-4 классов информацию следует подавать в игровой форме. Только в этом случае праздник запомнится им надолго и вызовет много положительных эмоций.

Можно выбрать несколько детей из класса и распределить для них роли, дать выучить небольшие стихи. Это поможет вовлечь малышей в ход мероприятия, увеличить степень их участия в проведении праздника.

Старшая школа

Школьникам постарше будет интереснее воспринимать информацию при помощи медиа-презентаций, слайд-шоу. Конкурсы также должны присутствовать в сценарии, описывающем День космонавтики. Классный час будет активным и интересным.

Старшеклассникам предпочтительнее преподносить более серьезную, углубленную информацию по теме мероприятия. Можно уделить внимание биографиям легендарных космонавтов, основным событиям на пути освоения космоса и т. д.

Старшеклассники также должны принимать активное участие в проведении мероприятий ко Дню космонавтики. Это может быть такая форма работы, как распределение ролей между детьми, подготовка информации на заданную тему. Главное, чтобы было оригинально и динамично. Не стоит слишком затягивать проведение мероприятия.

Мотивация детей

Планируя День космонавтики, сценарий следует начать со вступления и мотивации проведения этого мероприятия. Это можно сделать самостоятельно или при участии детей-ведущих.

Обязательно нужно уделить внимание вопросу, почему именно 12 апреля отмечается всенародный праздник. Следует рассказать о подвиге Юрия Гагарина, открывшего путь человечеству к звездам, донести информацию детям в доступной для их возраста форме.

Можно рассказать о событиях, которые предшествовали первому полету в космос, после чего люди стали праздновать День космонавтики. Год 1957 положил начало эре освоения человечеством пространства за пределами нашей планеты.

Конкурсы и игры ко Дню космонавтики для младших школьников

Существует множество конкурсов, которые проводятся в этот день. Маленьким детям будет очень весело, представив себя космонавтами суперсовременного межпланетного корабля, узнать быт астронавтов. Для этого рекомендуется провести конкурс "Завтрак космонавта". На нитке привязывают несколько яблок и предлагают детям съесть фрукты, не касаясь их руками. Почти как в условиях невесомости. Выигрывает тот, кто съест свой "завтрак" быстрее всех.

Конкурс "Настоящий космонавт" позволит принять участие в игре всем желающим. Для его проведения на пол кладется веревка или лента. Каждый конкурсант перед началом своего маршрута 5 раз оборачивается вокруг себя (представляя преодоление перегрузок при выходе на орбиту), а после пытается пройти по прямой, не сходя с пути.

Очень хорошо, если перед проведением праздника была продумана система наград и поощрений для участников.

Тематические творческие работы

Конкурс "Космические художники" также внесет разнообразие в школьный День космонавтики. Поделки, выполненные детьми, должны рассказывать о кометах, астронавтах, звездолетах. Это будет способствовать развитию творчества и принесет много позитива классному часу, посвященному Дню космонавтики.

Также можно предложить построить ракету, на которой дети все вместе отправятся в воображаемый полет к звездам. Перед проведением мероприятия будет интересно предложить детям подготовить музыкальный номер на космическую тему. Такое выступление станет ярким воспоминанием как для участников, так и для зрителей.

Тематические приемы в старшей школе

Составляя сценарий Дня космонавтики для более взрослых учеников, можно уделить внимание таким формам активного участия детей в мероприятии, как викторины, слайд-шоу и заранее подготовленные выступления.

Проводя День космонавтики в школе, можно предложить детям разделиться на 2 группы, выбрать для них названия и принять участие в игре "Привет из космоса". Ученики должны написать послание астронавтов из глубин Вселенной, используя слова на букву "П". Письмо должно быть познавательным и оригинальным. Чье сообщение будет длиннее, та команда и победила.

Понравится всем присутствующим заранее подготовленное музыкальное выступление одного или нескольких участников. Номер репетируется детьми заранее, можно сделать соответствующие костюмы.

Игры для старших школьников ко Дню космонавтики

Еще один интересный конкурс называется "Метеоритный дождь". Космические корабли попали под атаку астероидов. Каждый участник команды должен проявить собранность и взаимопомощь, чтобы избежать столкновения с разрушительными объектами.
Нужно давать правильный ответ "да" или "нет" на поставленный вопрос, чтобы уберечь экипаж корабля от аварии.

Ведущий задает вопросы на космическую тематику. Например:

  • Ю. А. Гагарин облетел вокруг Земли за 1 час 48 минут? (Да)
  • Солнце меньше Земли? (Нет)

Каждый "меткий" ответ добавляет команде 1 балл и помогает ее космическому кораблю избежать столкновения с метеоритом.

Допускается использование более активных конкурсов. Проводя День космонавтики, мероприятия такого типа следует ставить рядом с пассивными формами работы.

Внесет большое оживление в проведение классного часа игра "Ракета". Для этого двум парам предлагается принять участие в построении межпланетного корабля. Желательно если это будет тандем "мальчик и девочка". Ученик поднимает руки и складывает ладони вместе, изображая ракету. Ученица начинает обматывать его бумажным полотенцем, не закрывая лица (оставляя иллюминатор для астронавта). Та пара, которая быстрее справится с заданием, получает награду и звание Главного конструктора.

Материал для проведения мероприятия

День космонавтики в школе должен быть соответствующе оформлен, поэтому необходимо подготовить теоретический материал.

Следует принести портрет Ю. А. Гагарина, материалы для конкурсов, подобрать соответствующее музыкальное сопровождение и слайды. Можно тематически оформить помещение, например звездами, плакатами с рисунками, подготовленными учениками и т. д.

Если планируется выкладка теории, можно с помощью проектора или специальных слайдов представить наглядный материал. Интересные факты о космической промышленности, пространстве Вселенной и другую информацию также будет интересно послушать детям.

Примером для подрастающего поколения станут биографии легендарных космонавтов Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, В. В. Терешковой. Они достигли своей цели благодаря силе характера, упорству, преданности Родине.

Грамотно спланированный День космонавтики в школе станет настоящим событием для всех участников. Такое мероприятие запомнится надолго. Учитывая возрастные особенности детей, проведение Дня космонавтики каждый год будет развивать в школьниках командный дух, чувство уважения, патриотизм, а также творческое мышление, фантазию, умение высказывать свои мысли. Праздник принесет массу ярких впечатлений и позитивных эмоций.

Добрый день, юные космонавты! Как вы знаете, дорогие мои, 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник - День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди начали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем этот праздник. Интересные игры, конкурсы, сценарии

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня день?

Ответы детей: День космонавтики!

Вед. 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полет. А знаете ли вы, кто был первым человеком, побывавшим в космосе?

Ответы детей. Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» облетел вокруг земного шара.

Вед: Наша планета не единственная во Вселенной, их много. В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. А сколько планет в солнечной системе, нам расскажет

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

Вед: Молодцы, действительно все планеты знаете, а вот скажите что такое Луна?

Ответы: Спутник Земли. Поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких.

Вед: Я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие по планетам. Готовы? И мы с вами отправляемся на планету Меркурий.

П/и «Ракеты»

Вед: Мы и прибыли на планету Меркурии - самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы.

В зале появляется Инопланетянин

Инопланетянин: Здравствуйте земляне! Рад приветствовать вас на планете Меркурий. Меркурий самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. А вчера на планету упало много метеоров. И я хочу попросить вас помочь убрать их. Поможете?

Эстафета «Метеорит»

Дети встают цепочкой и передают друг другу шарики. Побеждает команда первая собравшая в корзину все шарики.

Инопланетянин: Молодцы ребята! Cправились с заданием и я приглашаю вас на следующую планету Венера.

П/и «Ракеты»

Инопланетянин: Планета Венера — вторая внутренняя планета Солнечной систем. Венера - третья по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Чтобы продолжить путешествие, вам необходимо выложить на полу созвездия из звездочек. Чей экипаж справиться быстрей мы сейчас увидим.

Игра «Созвездие»

(Дети на полу по образцу выкладывают созвездие большой медведицы из звездочек) .

Танец»Дружное созвездие»

Инопланетянин: Молодцы земляне! Летим на следующую планету.

П/и «Ракеты»

Инопланетянен: Планета Марс. На ней мы с вами будем исследователями. Вы знаете, что поверхность марса — пустыни, кратеры, горы. И нам нужно взять песок на исследования, но нужно это сделать очень быстро.

Игра «Кто быстрей соберет песок»

(Дети должны с ведерком в руках преодолевая препятствия добежать до стойки вернуться обратно)

Инопланетянен: Молодцы ребята! Ну, а мне пора. До свидания земляне!

Ведущий: Следующая наше путешествие на Юпитер — самая большая планета солнечной системы. Названа в честь главного римского бога.

Ведущий: Ребята в открытом космосе множества Метеоритов нужно преодолеть космическое пространство, стараясь не повредить скафандр.

Игра «Преодолей препятствие»

(Нужно пролезть через натянутые ленты и не зацепить колокольчик) .

Ведущий: Вот мы и на планете Юпитер.

В зале появляется житель планеты Юпитер.

Житель Ю: Вы кто такие и откуда?

Ответ детей: Мы земляне, жители планеты Земля!

Житель Ю: Очень рад видеть вас Земляне. На нашей планете очень сыро, кругом вода и слякоть, предлагаю вам надеть наши планетоходы, и вам станет легче ходить по планете.

Эстафета «Планетоходы»

(Кто быстрее доедет до стойки на самокате и вернется обратно) .

П/и «Ракеты»

Житель Ю: Планета Сатурн — это самая необычная по внешнему виду планета ее окружают яркие кольца. Они образованы различными частицами, камнями, льдом, снегом.

Эстафета «Кольца Сатурна»

(Ребята пролезают в обруч, добегают до стойки и возвращаются обратно)

Житель Ю: Молодцы земляне! Летим на следующую планету.

П/и «Ракеты»

Ведущий: А вы знаешь, что едят настоящие космонавты?

Ответы детей: кашу, суп.

Ведущий: Да все едят, и каши, и супы, и овощи, и фрукты. Борщ, компот.

А как они едят, в кружки наливают чай и пьют?

Ответы детей: Из тюбиков.

Ведущий: В открытом космосе нет притяжения Земли, все как бы плавает в воздухе, как в воде. Называется это невесомостью, то есть, все становится легким, как пух. И поэтому есть с тарелок невозможно, вся еда просто уплывет. Все продукты у космонавтов в виде пюре в тюбиках, как у зубной пасты. Воду, компоты и чай они пьют через трубочку. Давайте представим, что мы в открытом космосе, и поиграем в игру «Завтрак космонавта».

Игра «Завтрак космонавта».

(Ребята пьют сок с трубочкой) .

Житель Ю: Уран – холодная планета. Как и у Сатурна у него есть кольца. На этой планете нет воздуха, придется одевать скафандры.

Эстафета «Бег в скафандрах»

Житель Ю: Нептун — назван в честь бога моря. Это громадный шар из газа и жидкости, и поэтому нам нужно немного взять на исследование эту жидкость.

Эстафета «Перенеси шарик в ложке»

Житель Юпитера прощается с ребятами и уходит.

Ведущий: Ребята, что бы нам отправиться на планету Земля нам нужно ответить на очень сложные вопросы. Готовы?

Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце)

Человек, который летает в космос. (Космонавт)

Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)

Как называется и животное, и созвездие? (медведица)

Почему на земле есть день и ночь? (планета вращается вокруг себя)

Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)

Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)

Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики) 50 лет со дня полета первого человека в космос.

Ведущий: Ну, все экипажи вы справились с заданием этой планете можно лететь домой.

П/и «Ракеты»

Ведущий: : Поздравляю вас ребята с возращением на планету Земля.

Внеклассное мероприятие по физике

"Большое космическое путешествие"

сценарий

Звучит Сообщение ТАСС о первом космонавте

На экране слайд 1.

1: Добрый вечер, уважаемые гости!

2: Рады приветствовать вас на нашем вечере!

1: День 12 апреля 1961 года стал днем торжества человеческого разума. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. В нашей стране и во всем мире этот день считают Днем космонавтики.

2: Наше мероприятие приурочено именно к этой дате. Предлагаем прослушать песню. Внимание на экран!

слайд 2.

Звучит песня «Млечный путь», на экране появляются космические пейзажи.

1: Вы прослушали песню «Млечный путь» из к/ф «Большое космическое путешествие». Представьте, что мы сейчас с вами тоже отправляемся в Большое Космическое Путешествие.

слайд 3

2: За нашим путешествием наблюдает Генеральное Адмиралтейство космических дорог (учителя – гости мероприятия ). С нами в путешествие отправляются специалисты по космологии (учащиеся 10 классов). Во время длительных перелетов они познакомят вас с историей космонавтики. Внимательно слушайте их выступления, потому что в конце путешествия состоится пресс-конференция. Самых внимательных, сообразительных и активных участников полета ждут призы.

1: Сегодня в полёт отправится 3 команды – 3 сборные. Команда «А» (все учащиеся 9А,10А, 11А классов)

2: Команда «Б» (учащиеся 9Б, 10Б, 11Б классов) и Команда «В» (ученики 9В, 10В и 11 В классов) На каждом этапе полета участвовать будут некоторые члены этих команд. Экипажи к полету готовы? Тогда, как говорят космонавты: «ПОЕХАЛИ!»

Звучит музыка ППК «Космос»

3: Как рвался к небу человек.

Какие прилагал усилия!

Всё снова пробовал он крылья,

Но поражений не избег.

Подняться крылья не смогли,

Природа словно говорила:

«Я создала тебя бескрылым,

Не полетишь ты, сын Земли!»

Но сын не покорился, нет.

Не будет никогда забыта

История его попыток

И перечень его побед!

4: С незапамятных времен люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках, легендах, фантастических рассказах. Пример тому – легенда об Икаре, который хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев, скрепленных воском. Но только в середине 20-го века космические исследования стали возможными.

слайд 4

3: Основоположником российской теоретической космонавтики по праву можно считать учителя из Калуги Константина Эдуардовича Циолковского. (1857г-1835г). Самые главные его научные труды посвящены космическим ракетам и их полетам в космос. Великий ученый впервые в мире научно обосновал возможность межпланетных перелетов. Он доказал, что только ракета на жидком топливе может стать межпланетным кораблем и предложил создать в космосе крупные орбитальные станции, чтобы человек смог долгое время там жить и работать. Его первые работы появились в 1903 году, но тогда не нашли отклика. В своей работе «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он привел чертеж ракеты с жидкостным реактивным двигателем.

4: Циолковскому принадлежат пророческие слова: «Земля - колыбель человечества, но человечество не останется в этой колыбели вечно».

1: Сейчас настало время действовать нашим командам. Для выполнения первого задания сюда приглашаются по 2 представителя из каждого класса.

2: Чтобы получить доступ к бортовому компьютеру, нужно ввести пароль из трех слов. Какие это слова? Ваша задача - собрать слово из данных букв, которые крепятся каждому игроку … на грудь.

(Ребята отгадывают, разворачиваются к зрителям так, чтобы можно было прочитать слово. Участникам раздаются звездочки)

1: Все слова разгадали правильно. Теперь корабль управляем и мы взлетаем.

2: Подождите! Кто же все-таки смог запустить ракету в космос? Послушаем немного истории.

Звучит музыка ППК «Космос»

слайд 5

3: На практике первым осуществил мечту человечества о полетах в космос Сергей Павлович Королев (1906-1968) - великий советский конструктор, академик. Трудиться он начал в авиации, первых успехов добился в ракетной технике, а слава к нему пришла в космонавтике. Он продолжил и возглавил работы Циолковского. Королев руководил разработкой и запуском первого искусственного спутника Земли, первым полетом человека в космос.

слайд 6

4: Подлинное начало космической эры ознаменовалось запуском первого искусственного спутника Земли. Произошло это в СССР 4 Октября 1957 года. Хотя его диаметр был всего пол-метра, и кроме радиопередатчика никакого научного оборудования на нем не было, но его запуск проложил путь для всех дальнейших исследований. После России свой первый искусственный спутник вывели на орбиту США в 1958 году.

слайд 7

3: Прежде чем отправить человека в космос, ученые проводят испытания с животными и растениями. Первой собакой, полетевшей в космос, была Лайка. К сожалению, ей не суждено было вернуться на Землю, она была усыплена прямо на орбите и осталась там навечно. Первыми, кто успешно вышли на орбиту, а затем спустились на Землю, были собачки Белка и Стрелка в 1958 году. Также в космосе, помимо собак, побывали белые крысы, мыши, обезьяны, лягушки.

Слайд 8 -Луна

1: Итак, мы в полете. Первое небесное тело, которое встретилось нам в пути – это … Луна. Конечно же всем известно, что на Луне никто не живет. Но один из героев детской сказки считает иначе. О каком герое речь? (Незнайка – герой сказки Н.Носова «Незнайка на Луне»)

2: Итак, предположим, мы встретили на Луне Лунатиков. Как же они выглядят? Сейчас мы это узнаем! Приглашаем сейчас сюда снова представителей команд (по 2 человека)

(Двое из команд держат вертикально лист ватмана. Остальные становятся в 3-4 метрах от него. У первого – маркер. По сигналу он бежит к ватману и начинает рисовать лунатика. Когда звучит следующий сигнал, первый игрок бежит к команде и передает маркер второму, тот добавляет элементы, и так далее. Участники получают жетоны).

1: Попрощавшись с веселыми лунатиками мы берем курс на соседнюю систему со звездой α-Центавра. А сейчас – ещё информация для вас.

Звучит музыка ППК «Космос»

слайд 9

3 : И вот наступил великий день первого космического полета человека - 12 апреля 1961 года. Поднялся в космос на корабле «Восток» первый посланец Земли Юрий Алексеевич Гагарин. В исторических хрониках и памяти людей он останется легендой со своим знаменитым «Поехали» и открытой улыбкой, покорившей весь мир.

4: В середине 20-го столетия космические приоритеты служили козырем в ожесточенном соревновании политических систем развитых стран. Москве стало известно, что в США на 20 апреля 1961 года намечен «прыжок в космос» летчика Алана Шепарда. В кремле решили любой ценой опередить американцев, которые пытались взять реванш за первый искусственный спутник земли, запущенный русскими. От Сергея Королева требовалось отправить на орбиту корабль «Восток» хотя бы на несколько дней раньше. Для старта был определен жесткий временной интервал: между 11 и 17 апреля. Сообщение о великом прорыве прозвучало 12-го.

3: 12-го апреля 1961 года на корабле «Восток» был совершен первый пилотируемый полет в космос. Это был триумф человеческого разума, науки, техники, и далеко не в последнюю очередь - мужества. Прослушайте слова первого космонавта перед стартом

Звучит речь Гагарина

4: В тот день были зарегистрированы гагаринские рекорды:

    длительность полета 108 минут;

    максимальна скорость 28 260 км/ч

    максимальная высота полета 327 км

Последняя цифра и сейчас остается непревзойденной. На одноместном корабле выше не поднимался никто.

1: Для вас звучит песня «Трава у дома» в исполнении ученика ______________________.

Поет __________________

1: Продолжая свой полет, мы выходим за пределы солнечной системы. И снова – состязание. В нем участвует 1 человек из каждого класса. Для вас – загадки.

слайд 10 - планеты

1 и 2 ведущие по-очереди зачитывают загадки про планеты, участники поднимают руки, отвечая на вопросы и получая жетоны-звезды за правильный ответ:

1: В громадные тучи одета
Вторая от Солнца планета.
Каньоны, вулканы, пещеры.
Зовется планета...(Венера)

2: А именем этой планеты
Назвали большую конфету.
И это загадка для нас -
Планета с названием...(Марс)

1: Там просто жарища, ведь это
Ближайшая к Солнцу планета.

И нет ни мороза, ни бури

На жаркой планете... (Меркурий)

2: А эта планета-ледышка,
От солнца далекая слишком.
Холодный космический сон
Живет на планете... (Плутон)

1: Ни зонд, ни корабль, ни ракета
Не сядет на эту планету.

В туманы, как в пуховый свитер

Одета планета... (Юпитер)

2: У этой планеты есть тезка.
Живет он не в царстве заморском.
Он царства морского колдун,
Планета с названьем...(Нептун)

1: Подальше от Солнца и света

И эта большая планета.

И сплошь ледяные курганы

Покрыли поверхность... (Урана)

2: Вдали от палящего Солнца
Планета, надевшая кольца.
Парит, будто в платье ажурном.
Зовется планета...(Сатурном)

1: Мы твердо уверены - с этой

Давно вы знакомы планетой.

Озера, леса и поля.

Конечно же, это - ... (Земля)

2: Правильно, в последней загадке речь идет о Земле.

Слайд 11 - Земля

Звучит песня «Нежность»

3: Когда последний закруглен виток,

Так хорошо сойти на Землю снова.

И окунуться после всех тревог

В живую красоту всего земного.

Галактика в сеченье звездных трасс,

Нам на нее глядеть, не наглядеться,

Но, поднимаясь в небо всякий раз,

Своей Земле мы оставляем сердце.

1: Для вас прозвучал отрывок песни «Нежность» в исполнении Анны Герман.

слайд 12

3: После первого полета человека в космос началось бурное освоение космического пространства. Мир восторженно следил за каждым новым шагом во вселенную.

4: В августе 1961 года Герман Титов облетел вокруг земли 17 раз за 25 часов.

3: В 1962 году в космос один за другим отправляются два корабля. Их командиры Андриян Николаев и Павел Попович установили двухстороннюю связь.

4: В июне 1963 года в космос на корабле «Восток-6» полетела первая женщина - Валентина Терешкова.

слайд 13

3: В октябре 1964 года корабль «Восход» поднял на орбиту первый экипаж – три человека: Владимир Комаров, Константин Феоктистов, Борис Егоров.

слайд 14

4: В марте 1965 года - новый прорыв: Алексей Леонов первый в мире покинул корабль и вышел в открытый космос.

слайд 15

3: В июле 1969 года первый человек ступил на Луну. Это был американский астронавт Нил Армстронг.

слайд 16

4: В июне 1975 года была реализована советско-американская программа «Союз-Аполлон». Осуществив сближение и стыковку кораблей, пожали друг другу руки советский космонавт Алексей Леонов и американский космонавт Томас Стаффорд. Началось сотрудничество в космосе между двумя странами.

слайд 17

3: Работа космонавтов на станции «Мир» открыла новое направление в космонавтике - длительные экспедиции. Далее на орбите была построена международная космическая станция (МКС).

4: На орбитальных космических станциях работают космонавты-ученые, которые проводят опыты и эксперименты. Сейчас мы приглашаем экспериментаторов на сцену!

Фоновая музыка

Проводятся эксперименты учащимися 11-х классов

Слайд 18 – изображение Вселенной

Звучит необычная мелодия

1: Внимание, внимание! Наш корабль прибыл на одну из обитаемых планет системы α-Центавра!

2: Здесь как раз проходит карнавал для всех разумных существ во Вселенной!

1: Пока участники шествия готовятся, для вас поют Костенко Женя и Гордиенко Вика.

Поют девочки песню «Космос»

2: Итак! Давайте посмотрим на наших братьев по разуму!

Звучит марш летчиков.

Проходит дефиле костюмов инопланетян.

1: Ну что ж, настала пора возвращаться на Землю.

2: Всех приглашаем на стартовую площадку для отправки.

1: Во дворе школы нас ждет ракета, запуск которой продемонстрирует ученик 8Б класса Всеволод Беленко под руководством педагога дополнительного образования СЮТ Юрия Алексеевича

2: Просим всех сохранять порядок, к установке не подходить ближе, чем на 10 метров.

Производится запуск макета ракеты в школьном дворе.

Все возвращаются в зал.

1: Итак, мы на земле! Всех, заработавших звезды-жетоны, просим подойти, обменять их на сладкие земные призы.

2: А сейчас – дискотека!

Дискотека. Во время дискотеки журналисты из 10В класса проходят по залу с коробом, где находятся вопросы по теме. Если отвечают правильно – вручают конфеты с космическими названиями «Метеор», Звездный путь» и т.п.