Мероприятия проведенные в библиотеке ко дню космонавтики. Сценарий мероприятия к дню космонавтики. Месячник "Мы - дети Галактики"

Библиотеки города ко Дню космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, первыми открывшими дорогу в неизведанный мир космоса. 12 апреля весь мир отмечал 50-летие полета Юрия Гагарина в космос. Это не просто дата знакового события, это не просто прорыв в науке и технологии, совершенный страной, понесшей тяжелейшие потери в Великую Отечественную. Это настоящий праздник. Праздник, объединяющий людей всей Земли в едином стремлении познать то, что находится за ее пределами.

к 50-летию полета в космос первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина библиотеки города 12 – 14 апреля провели цикл мероприятий, посвященных этой знаменательной дате.

К этому дню в библиотеках были организованы тематические книжные выставки «Человек. Вселенная. Космос» (библиотека-филиал №6), «Звездный путь» (библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), «Удивительный мир космоса» (библиотека-филиал №7), «Человек. Земля. Космос» (библиотека-филиал №9), «В безбрежном времени Вселенной» (детская библиотека-филиал №3), «Космические дали», «Загадки космоса» (детская библиотека-филиал №1 им. А.С. Пушкина), «Дорога к просторам Вселенной» (библиотека-филиал №2), «Российская космонавтика: вчера, сегодня, завтра» (библиотека-филиал №4), выставки-путешествия «Через тернии - к звездам» (библиотека-филиал №5) и «Космические трассы» (детская библиотека-филиал №2), на которых представили научно-познавательную литературу, газетно-журнальные материалы по данной теме. Возле них проводились беседы («Первый космонавт Земли» - в библиотеке-филиале №9, «К 50-летию полета Ю. Гагарина» - в библиотеке-филиале №5), обзоры представленных изданий («Меж звезд и галактик» - в детской библиотеке №3, «Дорога в космос» - в библиотеке-филиале №8).

Читатели разных возрастных групп приняли активное участие в разнообразных библиотечных «космических» мероприятиях, где, библиотекари рассказали или напомнили им КАК ЭТО БЫЛО: сообщили сведения о конструкторах космической техники и ее истории, рассказали о хронологии космических событий, о жизненном пути великого человека - Юрия Гагарина - Первого космонавта планеты, говорили о начале космической эры и первом отряде космонавтов, о космических исследованиях и т.д. Сделать эту информацию более яркой, интересной и познавательной помогли слайдовые презентации, созданные в библиотеках.

Пик мероприятий, посвященных Дню космонавтики и 50-летию первого полета человека в космос пришелся в библиотеках города на 12 апреля. Участниками космического путешествия «Дорога во Вселенную» в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина стали девятиклассники школы №15, которые совершили космическое путешествие «Дорога во Вселенную ». Перед школьниками в рассказе библиотекарей прошла вся история освоения космоса. Ребята узнали о том, как на Руси пытались осуществить свою мечту летать, об Указе Иоанна Грозного, под страхом казни запрещавшего попытки летать, об изобретении планеров, дирижаблей и самолетов, о плане покорения мировых пространств Константина Эдуардовича Циолковского, о Королеве и первых полетах. В ходе беседы участники мероприятия отвечали на вопросы, фантазировали, разыгрывая сценку-диалог братьев Жозефа и Этьена Монгольфье (изобретатели воздушного шара), которые мечтают склеить огромный шар из бумаги, наполнить его дымом и запустить в небо, «изобрели» свой самолет из подручных средств и совершили на нем «полет», знакомились с содержанием книжной выставки «Звездный путь». Во время разговора о первом космонавте планеты звучала песня Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Знаете, каким он парнем был?»

Устный журнал «Первый во Вселенной » в Центральной городской библиотеке им. М. Горького посвятили Ю. Гагарину, вся жизнь которого была поиском, стремлением вперед. Семиклассники школы поселка Солидарность с интересом знакомились с материалами выставки «Звездный путь», узнали много нового о жизни и деятельности первого космонавта. О его детстве, семье и школьных годах им поведала первая страница журнала «Пока – все земное». Страница «Все начинается с мечты» - это рассказ об отрочестве Ю. Гагарина. Школьники узнали здесь о его книжных пристрастиях, любимых авторах и литературных героях. Страница «Курс на космос» была посвящена юности будущего космонавта, его жизни перед полетом. Звучали стихи о космосе и космонавтах. Лейтмотив мероприятию, как и библиотеке-филиале №1, задавала песня А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова «Знаете, каким он парнем был…». Завершилось мероприятие викториной «Сын Земли».

Более 50 юных читателей библиотеки-филиала №2 стали участниками дня информации «Человек. Вселенная. Космос ». В течение дня для ребят здесь проводили обзор «Звездное небо» у выставки-просмотра «Дорога к просторам Вселенной». Мечте подняться в космос, первым шагам в космосе был посвящен час информации «Они были первыми» для учащихся младшего школьного возраста. Благодаря электронной презентации, созданной библиотекарем детского абонемента Н.В. Дерюгиной, юные читатели не только узнали, что такое космонавтика, но и познакомились с основоположником космической эры К.Э. Циолковским, конструктором С.П. Королевым, много узнали об искусственных спутниках Земли, полете Ю. Гагарина, первом отряде космонавтов. Каждому участнику мероприятия вручили на память памятку «Космос покоряется смелым».

Для ребят среднего школьного возраста (7-8 кл. МОУСОШ №17) к этому дню подготовили познавательную игру-викторину «Навсегда первый », проведенную на фоне песни А. Пахмутовой и Н.Добронравова «Четырнадцать минут до старта». После информации о начале освоения космоса, первом полете и первом космонавте, знакомства с наблюдениями Ю. Гагарина во время полета, ребята лучше узнали, каким он был человеком, поняли, каким важным событием в истории нашей страны стал его полет. А затем две команды («Восток» и «Союз») состязались в решительности, находчивости в турах «Космическая азбука», «Угадай-ка!», игре «Годитесь ли вы в космонавты?». Свои знания о космосе, первом полете они пополнили из выпущенного в библиотеке буклета «Звезда по имени Гагарин».

Много нового узнали учащиеся 2-х классов гимназии №11, для которых библиотекари библиотеки-филиала №9 провели беседу-презентацию «Первый космонавт Земли ». Показ слайдов сопровождался рассказом об интересных и малоизвестных фактах из жизни первого космонавта: о его детстве, семье, о том, как стал космонавтом.

Показом слайдовой презентации сопровождался и познавательный час «Этот день 12 апреля » в библиотеке-филиале №6. Ребята (5 кл. лицея №24) воочию увидели, как с древности до наших дней менялись представления людей о Вселенной, как выглядел первый спутник Земли, знаменитые Белка и Стрелка и др. Активно включились школьники в научно-познавательную игру «Мы - дети Земли»: отвечали на вопросы викторины, разгадывали загадки о космосе, слушали интересные факты «Знаете ли вы, что…», участвовали в экспресс-опросах «Если вы встретите инопланетянина», «Какой вы представляете свою планету?». В заключение поделились своим пониманием слов Гагарина «Мы - дети Земли».

Вне зависимости от возраста наших читателей, многие мероприятия содержали игровые элементы или были построены на игре. И, конечно, все они имели смысловую и информационную нагрузку. Познавательная игра «Человек открывает Вселенную » прошла с шестиклассниками школы №12 в библиотеке-филиале №10.

13 апреля информационный космический КВН , который сопровождался показом слайдовой презентации, провели с юными читателями в библиотеке-филиале №7. Прослушав сообщение о Ю.А. Гагарине, подготовленное одной из участниц, две команды пятиклассников на скорость рисовали ракету, играли в космическое лото, разгадывали кроссворды, отвечали на вопросы викторины, угадывали, о ком написано стихотворение. Школьникам заранее было дано домашнее задание (тест-опрос), правильность выполнения которого проверили в ходе мероприятия.

Мероприятия, посвященные Дню космонавтики и 50-летию первого полета в космос провели и в рамках действующих в библиотеках клубов. Космическая игра «Тайны звездного неба » состоялась с членами клуба «Эрудит» в библиотеке-филиале №9. Игровую программу «Самая прекрасная из всех планет » подготовили для членов историко-литературного клуба «Наследие» в детской библиотеке №3. Студенты первого курса ЕПЭТ вспомнили, как начиналась космическая эра, поговорили о К.Э. Циолковском, С.П. Королеве, Ю.А. Гагарине, отвечали на вопросы викторины.

Участниками праздничных мероприятий стали и восьмиклассники Вспомогательной коррекционной школы интерната. Для них в библиотеке-филиале №10 провели час информации у действующей выставки «Сквозь тернии к звездам»

В детской библиотеке №1 им. А.С. Пушкина совместно с МУ СЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения» г. Ельца состоялось очередное заседание клуба «Подросток», посвященное знаменательной дате российской космонавтики. К этому дню в библиотеке была организована книжная выставка «Космические дали». В программе заседания клуба: беседа-диспут «Космонавтики день - это радость и гордость» , викторина «Сыны голубой планеты» и подведение итогов конкурса рисунков «Космос».

Для юных читателей младшего и среднего школьного возраста у действующих в библиотеке выставок провели викторину «В безбрежном времени Вселенной » и урок истории «Космонавт №1 - Юрий Гагарин ».

Час информации «Они были первыми » для десятиклассников школы «Развитие» организовали в библиотеке-филиале №4. Старшеклассники познакомились с первым отрядом космонавтов. Рассказали коллеги и о семейной истории методиста по работе с детьми Г.Н. Шеламовой, отец которой принимал участие в операции по поиску космонавтов в марте 1965г. Кроме того, на действующей в библиотеке книжной выставке «Российская космонавтика: вчера, сегодня, завтра» часть экспозиции («Я космонавтов спасал…») посвящена этому событию..

Начало космической эры открыло людям глаза на Вселенную. Первый полет человека в космос, который совершил 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, стало историческим событием, открывшим для исследования космическое пространство на благо всего человечества. Согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, 12 апреля теперь ежегодно будет отмечаться на международном уровне 7 апреля 65-я сессия Генеральной Ассамблеи объявила 12 апреля Международным днем полета человека в космос.

12 апреля отмечено в календаре сразу двумя «космическими» праздниками: Днем космонавтики в России и Всемирным днем авиации и космонавтики. Ведь именно в этот день в 1961 году советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля.

И в этом году отмечается 55 лет со дня первого полета человека в космос. В преддверии праздника сотрудники Центральной детской библиотеки оформили яркую книжную выставку «К космическим далям – вперед!» и организовали мероприятия для ребят разных возрастных групп.

8 апреля для учеников 1а класса МБОУ СОШ № 3 прошел урок занимательной астрономии «Как заманчиво стать астрономом, с Вселенною близко знакомым» . Ведущие рассказали о строении Солнечной системы, звездах и созвездиях.

Дети узнали, как древние люди представляли себе небо и Землю, как были изобретены первые оптические приборы, чтобы увидеть планеты и спутники. Дети расширили свои знания о Вселенной, узнали интересные мифы и легенды связанные с представлениями древних об устройстве мира, а также узнали о первых животных, полетевших в космос и о первом космонавте Юрии Гагарине.

11 апреля для учеников 6-7-х классов МБОУ СОШ № 2 был проведен гагаринский час «Первый в космосе» . Библиотекари рассказали школьникам о К.Э. Циолковском и С.П. Королеве – основоположниках космонавтики, о том, как строилась ракета, на которой Ю.А. Гагарин совершил полет вокруг земли, пробыв на орбите 108 минут. Школьники с интересом посмотрели фильм о первом космонавте планеты и увидели современную 3-D реконструкцию его полета, слушали стихи о космонавтике и о Гагарине. В заключение был сделан обзор книг по теме.

12 апреля в научно-познавательной игре «Чтобы космонавтом стать, надо очень много знать» приняли участие воспитанники подготовительной группы детского сада № 27 и обучающиеся Станции юных техников.

Библиотекарь рассказала о профессии космонавта, о том, как доставляют космонавтов на космические станции, где живут космонавты и пр.

Дети узнали о первом космонавте Юрии Гагарине, услышали сообщение ТАСС о запуске космического корабля с космонавтом Ю.А. Гагариным, его знаменитое «Поехали!», прослушали песню «Знайте, каким он парнем был».

А отгадав «Космические загадки» и ответив на вопросы викторины, ребята доказали, что они готовы к полёту в космос и их можно зачислить в отряд космонавтов.

Всего в мероприятиях, посвященных 55-летию первого полета человека в космос, приняли участие 71 человек.

Во всех детских библиотеках с 23 по 31 марта пройдет Неделя детской книги "Для России думать и творить" .

В рамках нее пройдет:

  • Праздник открытия НДК в районе - Галактическое шоу "В солнечном царстве, космическом государстве" (Центр Творчества Юных, 24 марта в 12.00)
Дата Библиотека
Название и форма мероприятия
18 марта 2011г. фил. им. М.В. Ломоносова

"На орбите женщина - космонавт"

час интересных сообщений

18 марта 2011г. фил. им. М.В. Ломоносова

"Миру бескрайнему окна распахнуть…"

информационный буклет

20 марта 2011г. фил. им. А.М. Матросова

"Хочу быть космонавтом!" (о космонавтах - нижегородцах Ю.П. Артюхине, В.Д. Зудове, Г.С. Арзамасове)

час-портрет

21 марта 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Мир тайн и загадок"

24-31 марта 2011г.
сайт МУК ЦБС Сормовского района

"Космическая фантастика: что стало реальностью?"

форум на сайте МУК ЦБС

24 марта 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Окрыленные музыкой звезд" (Художественная литература о космосе и космических полетах)

24 марта 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Летящие сказки" (художественная литература о космосе)

24 марта 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"На звездных и земных орбитах"

медиапутешествие

24 марта 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"Юный астроном"

игра-викторина

25 марта 2011г. фил. им. Л.А. Кассиля

"С Незнайкой на Луну"

игра-путешествие

28 марта 2011г.
ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Дорога во Вселенную"

виртуальное космическое путешествие

29 марта 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Справочная литература как источник информации о космосе"

библиотечный урок

29 марта 2011г. фил. им. Л.А. Кассиля

"Звездные миры"

литературный час

29 марта 2011г.

"Безграничная вселенная"

калейдоскоп интересных открытий

30 марта 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола. Отдел по работе с детьми

"Звездный марафон"

игра-викторина

30 марта 2011г.

"Твоя Вселенная"

районный литературно-творческий конкурс

Во всех детских библиотеках с 5 апреля по 15 апреля пройдет Декада космонавтики "Полет и подвиг продолжаются!..."

В рамках нее пройдет:

Дата Библиотека Название и форма мероприятия
Апрель 2011г.
ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Один день из жизни первого космонавта" (Гагарин Ю. в Нижнем Новгороде)

познавательная беседа

Апрель 2011г. ЦРДБ им. Н.А. Зайцева

"Сын Земли и звезд" (Редкие фото Ю.А. Гагарина)

ретро-фото-медиарепортаж

Апрель 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"Юрий Гагарин - легенда Российского космоса"

устный журнал

Апрель 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"Первый человек в космосе"

электронная презентация

Апрель 2011г. фил. им. А.П. Бринского

"Он покорил космос"

информ-минутки

Апрель 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола. Отдел по работе с детьми

"Он сказал, поехали…"

час-портрет

Апрель 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола. Отдел по работе с детьми

"До самой далекой планеты, не так уж друзья далеко"

актуальный диалог

Апрель 2011г. фил. им. Л.А. Кассиля

"Знакомьтесь: Гагарин"

беседа-портрет

Апрель 2011г. фил. им. Л.А. Кассиля

"Дорога в космос"

Апрель 2011г. фил. им. А.М. Матросова

"Когда Юрий Гагарин был маленьким"

комментированное чтение рассказа В.М. Воскобойникова

Апрель 2011г. фил. им. А.М. Матросова

"Вселенная становится ближе" (встреча с преподавателем астроцентра)

час-открытие

Апрель 2011г. фил. им. М.В. Ломоносова

"С Маленьким Принцем по литературным планетам"

заседание клуба "Источник"

В филиале им. А.М. Матросова теме космонавтики будет посвящена Программа летнего чтения "Звездные каникулы" (июнь-август)

Мероприятия взрослых библиотек, посвященные Году Космонавтики

Месячник "Мы - дети Галактики"

Дата
Библиотека
Название и форма мероприятия Читательский адрес
12 апреля 2011г. ЦРБ им. 1 Мая

"Они были первыми"

медиа-представление

массовый читатель
12 апреля 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола

"Космос: время больших перемен"

устный журнал

учащиеся старших классов
13 апреля 2011г. ЦРБ им. 1 Мая

"Главный конструктор" (С.П. Королев)

час информации

учащиеся старших классов
13 апреля 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола

"100 великих рекордов авиации и космонавтики"

литературный медиа-анонс

учащиеся старших классов
14 апреля 2011г. фил. им. М.В. Ломоносова
читающие семьи
14 апреля 2011г. фил. им. А.С. Серафимовича

"Звездный сын земли нижегородской" (В.Д. Зудов)

информационный час

учащиеся старших классов
18 апреля 2011г. фил. им. Ленинского Комсомола

"Космос: экологический аспект"

представление выставки-досье

массовый читатель
19 апреля 2011г.

"Первопроходцы космоса"

информационный час

учащиеся старших классов
21 апреля 2011г. фил. им. Н.В. Гоголя

"Лунный штурм: правда и вымысел"

медиа-презентация

читатели старшего возраста
26 апреля 2011г. фил. им. П.И. Мельникова-Печерского

"Как стать космонавтом"

видео-экскурсия

учащиеся старших классов
26 апреля 2011г. ЦРБ им. 1 Мая

"Сыны голубой планеты"

занятие клуба "Встреча"

читатели старшего возраста

Всемирная неделя космонавтики

Дата Библиотека
Название и форма мероприятия
Читательский адрес
Октябрь фил. им. В.П. Чкалова

"Космонавтика: вчера, сегодня, завтра"

пресс-обозрение

учащиеся старших классов
Октябрь фил. им. Н.В. Гоголя

"Космодромы мира"

слайд-путешествие

учащиеся старших классов
Октябрь фил. им. Ленинского Комсомола

"Мыслить в масштабах космоса"

презентация библиографического списка

"Призвание - космос"

медиа-анонс

массовый читатель

12 апреля 1961 г. навсегда остался в памяти старшего поколения. Миллионы людей от мала до велика не скрывали своего восторга. Такого еще не было! Человек в Космосе! И не кто-нибудь, а наш Юрий Гагарин! Гордость за страну переполняла сердца соотечественников. Поэт А. Щербаков напишет: «... и мир, как в День Победы, ликовал».

Россия - родина космонавтики. В ней родились первые идеи освоения космоса, были осуществлены первые важнейшие шаги в покорении космического пространства, здесь родились достойные сыны своего Отечества, люди, чьи имена прославили нашу страну во всем мире.

Для новых поколений 12 апреля 1961 года — далекая история, но мы должны обращать их внимание на события, ставшие золотыми страницами истории человечества, на имена людей, с которыми связан величайший подвиг — прорыв в космос.

Настоящее методическое пособие включают в себя материалы, призванные помочь библиотечным работникам при планировании, подготовке и проведении мероприятий, посвященных российской космонавтике.


Проводя мероприятия о космосе и космонавтике, библиотеки должны прививать молодежи чувство патриотизма, гордости за достижения человеческого разума, показывая великие свершения русских людей через героическую профессию – космонавт.

Целями мероприятий о космосе и космонавтике являются:

Ознакомление читателей с историей освоения космоса и с первыми космонавтами, расширение кругозора путём популяризации литературы о достижениях в области космонавтики;

Привитие интереса к изучению космоса и истории космонавтики;

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

На книжных выставках должны быть представлены страницы биографий выдающихся космонавтов, история развития космонавтики, различная справочная литература. Рекомендуются следующие выставки: выставка – игра или выставка – викторина «Дорогами к звездам», которая может быть посвящена определенной теме. На выставке можно поместить обращение к читателю с призывом участвовать в викторине. Выставка – портрет (выставка – персоналия) «Звездный сын Земли», «Ю.Гагарин – человек – легенда», посвященная выдающейся личности. На выставке можно разместить его портрет, книги об этом человеке, подготовить буклеты, закладки с биографией.

Выставка – кроссворд «Космос становится ближе» – на ней разместить увеличенный кроссворд, а также литературу, с помощью которой можно найти ответы.

Узнать интересные факты из жизни нашей Вселенной и планет Солнечной системы можно будет посредством массовых мероприятий. Их формы должны быть разнообразными. Литературная композиция с просмотром художественного фильма «Взлет», «В звездное небо», слайд-презентация «Первый космонавт планеты Земля», круглый стол «Человек. Вселенная. Космос», час эрудита «Над нами – звездное небо», час интересных сообщений «Полет к неизведанным мирам», конференция «Вознесся в космос человек», урок мужества «На орбите женщина – космонавт», познавательный час «Среди звёзд и галактик», видео-викторина «Мир космоса», и др.

Тематический час «Первые шаги во Вселенную» расскажет о волшебной красоте и великой тайне космоса, которая все сильнее привлекает человека. В процессе знакомства с открытиями в астрономии ребята узнают о строении солнечной системы, галактики и Вселенной. Школьников увлечет возможность поиска внеземных цивилизаций. Они познакомятся с удивительной, редкой и опасной профессией космонавта.

Большой интерес вызовет информация о космической кулинарии и космических рекордах. На мероприятии можно рассказать о том, какую пользу от результатов космических исследований имеет каждый из нас, об успехах космической отрасли сегодня. В заключение ребятам следует рекомендовать книги и энциклопедии по данной тематике из фонда библиотеки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Что такое космос

Беседа

Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». От греков слово «космос» перешло в современную науку как синоним Вселенной. Космос включает в себя межпланетное, межзвездное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нем объектами. Космос – это огромное пространство, и он становится все больше и больше.

Вся наша Солнечная система представляет собой только незначительную часть космоса. Все, что происходит в космосе, влияет на объекты, находящиеся в нем, то есть и на каждого из нас.

Изучение того, что происходит в космосе, помогает людям на Земле принимать необходимые меры по сохранению жизни. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, можно не только наблюдать за процессами, которые происходят на нашей планете, но и своевременно принимать необходимые меры. Например, можно заранее предупредить о некоторых природных явлениях: сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и других.

Для изучения и использования космоса человечество постоянно изобретает и запускает в космос все новые и новые космические аппараты. Сегодня в космосе находится огромное количество искусственных спутников, с помощью которых на Земле осуществляется телевизионная, телефонная и радиосвязь.

В телевизионных программах уже давным-давно не упоминается о том, что передача ведётся через спутник. Современные технические средства неизмеримо увеличивают скорость и дальность передачи информации. Использование космической техники в системах связи существенно повысило ее эффективность, позволило связывать между собой все уголки земного шара, дало возможность широко использовать самые информативные короткие волны, на которых, в частности, работает телевидение. Новые возможности для повышения качества, оперативности и надежности связи открылись с запуском искусственных спутников Земли. Находясь в поле прямой радиовидимости большого числа удаленных друг от друга наземных пунктов, спутник позволяет объединить их сетью космической связи. Для этой связи, благодаря прямой видимости спутника с наземных пунктов, используются информативные короткие волны, что обеспечивает надежную и высокоэкономичную передачу большого объема информации на дальние расстояния.

Капризы погоды в течение многих тысячелетий поражали воображение человека. Большие возможности для оперативного наблюдения погодных явлений имеют пилотируемые космические корабли и станции, так как космонавт может немедленно дать сведения о тех или иных погодных явлениях, не дожидаясь специальной обработки метеоинформации. У нас в стране создано постоянно действующая космическая система службы погоды «Метеор», которая непрерывно совершенствуется. Спутниковая метеорология является одним из наиболее выразительных примеров служения космоса практическим нуждам людей.

С каждым годом все новые и новые кладовые Земли открывают геологи. Нефть и природный газ, железная руда и марганец, алюминий и олово, золото и алмазы, уран и каменный уголь – вот далеко не полный перечень тех жизненно важных материалов, которые самым непосредственным образом влияют на развитие нашей промышленности, на жизнь страны, на её рост могущество и процветание. Запуски первых пилотируемых кораблей показали, что с орбитальных высот можно очень многое различить на земной поверхности даже невооруженным глазом. Уже сегодня есть все основания утверждать, что космической геологии будет принадлежать одно из ведущих мест в выявлении закономерности формирования и размещения месторождений полезных ископаемых. Большую роль сыграет космическая техника, способствующая интеграции разрозненных представлений о природных процессах, происходящих на нашей планете.

Сельское и лесное хозяйство получает от искусственных спутников Земли очень много полезной информации. Сегодня еще не накоплен достаточный опыт, который позволил бы посчитать весь тот эффект, какой обеспечивает служба космоса. Сопоставление космических снимков сделанных в разное время, даст возможность изучать процессы восстановления лесов, прогнозировать запасы различных видов древесных пород, определять рациональные сроки вырубки. Космическое фотографирование может служить основой для оптимальной разработки планов лесозаготовительной промышленности в масштабах страны, выбора участков для лесозаготовки в зависимости от их качества, добротности древостоя, породного состава, запасов древесины, а также с учетом условий сплава и транспортных перевозок. Особую роль космические средства могут сыграть при охране лесов от пожаров.

Запущенные с Земли космические корабли направлены к различным планетам Солнечной системы: Марсу, Сатурну, Венере, Плутону и другим. А на Луне уже побывали не только космические корабли, но и люди, американские астронавты. На Луне обнаружены большие запасы гелия. Когда станет возможной доставка его на Землю, топливные ресурсы Земли увеличатся на многие сотни лет.

Мы знаем, что через миллиарды лет жизнь на Земле может прекратиться, поэтому уже сейчас актуальным становится вопрос поиска в космосе объектов, которые в будущем были бы пригодны для жизни людей.

Нас интересует, есть ли жизнь в других звездных системах и в других галактиках, есть ли во Вселенной разумные существа, можно ли установить с ними контакты. На все это направлены сегодня усилия человечества.

Прошло немногим более пятидесяти лет, как человек запустил в космос первые аппараты, а сколько нового, интересного и полезного мы узнали. А впереди у человечества ещё многие и многие миллионы лет, которые позволят нам глубже проникнуть в тайны Вселенной и сохранить в будущем жизнь, зародившуюся на Земле.

Изучение космоса и его использование в интересах человечества становится все более интенсивным и преподносит нам первые уроки. В космосе становится все больше и больше искусственных летательных объектов, за работой и полетом которых необходимо постоянно следить, чтобы избежать неприятных последствий.

В феврале 2009 года в космосе столкнулись искусственные спутники США и России. От их столкновения образовались большие обломки, которые опасны для других летательных аппаратов и, в первую очередь, для Международной космической станции, на которой работают исследователи из России, США и других стран. Надо активнее использовать разработанные на Земле методы и средства очистки космического пространства от мусора.

Вселенная, или космос, – это весь окружающий нас мир. Все небесные тела проходят сложный путь развития. Но как бы они ни менялись, то, из чего они состоят (материя), неуничтожимо, поэтому Вселенная не только бесконечна, но и вечна.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Биография Юрия Гагарина

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалеку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902 – 1973), – плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903 – 1984), – свинарка.

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошел в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учеба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учеба в школе возобновилась.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учебу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 минуты.

27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург, в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К.Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена летчика-испытателя Я.Ш. Акбулатова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооруженном самолетами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.

В 1959 году женился на Валентине Ивановне Горячевой. 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьей выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а с 12 апреля 1962 года день полета Гагарина в космос был объявлен праздником – Днем космонавтики.

В 1966 году Гагарина избрали почетным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублером Комарова, который совершил первый полет на новом корабле.

17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в Военно-воздуш-ной инженерной академии имени профессора Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А. Гагарину квалификацию «летчик-инженер-космонавт». До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.

27 марта 1968 года он погиб при невыясненных обстоятельствах вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области во время одного из тренировочных полетов. Похоронен у Кремлевской стены на Красной площади.

Звания:

·Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (28 апреля 1961 г.);

·Герой Труда Демократической Республики Вьетнам.

Советское правительство также повысило Ю.А. Гагарина в звании от старшего лейтенанта сразу до майора. Ю.А. Гагарин являлся:

·президентом Общества советско-кубинской дружбы;

·почетным членом Общества «Финляндия – Советский Союз»;

·с 1966 года являлся почетным членом Международной академии астронавтики.

Ордена:

·Ленина (СССР);

·Георгия Димитрова (Болгария);

·Карла Маркса (ГДР);

·Звезда II класса (Индонезия);

·Орден «Крест Грюнвальда» (Польша);

·Знамени I степени с бриллиантами (Венгрия);

·«Ожерелье Нила» (Египет);

·Большая лента Африканской Звезды (Либерия);

·«За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия);

Медали и дипломы:

·Медаль «Золотая Звезда» (СССР);

·Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР);

·Медаль де Лаво (ФАИ);

·Золотая медаль правительства Австрии, 1962 г.;

·Золотая медаль и почетный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики;

·Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почетный диплом Королевского аэроклуба Швеции;

·Большая золотая медаль и диплом ФАИ;

·Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961 г.;

·Медаль Колумба (Италия);

·Золотая медаль города Сен-Дени (Франция);

·Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007 г.

Юрий Гагарин был избран почетным гражданином городов: Байконур (1977 год), Калуга, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Тюмень (СССР); Оренбург (Россия); София, Перник, Пловдив (Болгария); Афины (Греция); Фамагуста, Лимасол (Кипр); Сен-Дени (Франция); Тренчьянске Теплице (Чехословакия). Ему также были вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Из воспоминаний Юрия Гагарина. Сто восемь минут

Однажды я шагал по морозной, но уже охваченной предчувствием весны Москве.

Тысячи людей шли по улице Горького навстречу мне, обго­няли. И никто, конечно, не знал, что готовится грандиозное со­бытие, подобного которому еще не знала история. Я постоял у кремлевской стены, еще раз взглянул на Мавзолей Ленина, спустился к Москве-реке... В ту же ночь вылетел в Байконур.

Вместе со мной на космодром летел Герман Титов, еще не­сколько космонавтов, группа научных работников и врач. Мы сидели с Германом рядом. Опасения тех, кто предлагал не предупреждать нас о дне полета, чтобы мы не нервничали, не оправдались. И я, и Герман, который был готов в случае необ­ходимости занять место в кабине «Востока», чувствовали себя прекрасно.

Мы были готовы. Но долгожданное решение государствен­ной комиссии было объявлено только на космодроме: я назна­чался командиром «Восток-1», Герман Титов – моим дубле­ром.

До 11 апреля мы с Германом изучали график полета, от­рабатывали все элементы задания. Нужно было запомнить все операции, которые предстояло выполнить в полете. Помогали нам в этом и создатель космического корабля, и видные со­ветские ученые.

Привыкали мы и к «космической кухне» – сокам и паште­там, которые предстояло есть из особых туб.

День перед полетом был отведен для полного отдыха. В домике, где жили мы с Германом, звучала тихая музыка. О полете не разговаривали. Вспоминали детство, прочитанные книги, увиденные фильмы. Весело посмеивались друг над дру­гом, вспоминая всякие забавные случаи и происшествия. Кро­ме врача, который был с нами почти постоянно, заходили друзья по отряду, Главный конструктор (С.П. Королев – длительное время его фамилия оставалась секретной – ред.).

Спать легли в девять вечера. Помнится, снов я не видел. В половине шестого утра разбудил врач. Встал и Герман, на­певая, как обычно, шутливую песенку. Последняя проверка. Все – в норме.

Мне помогли надеть скафандр. Тут же, кажется, я дал пер­вые в жизни автографы.

Потом мы с Германом сели в специальный автобус, в котором начинается уже космическая жизнь. Скафандр подклю­чается к приборам, подающим воздух.

У подножия ракеты – огромного устремленного в небо сооружения – попрощался с провожающими и на лифте под­нялся к вершине ракеты. Заявление, которое я сделал за не­сколько минут перед этим, широко известно. Оно было напе­чатано в газетах, передано по радио. Тем не менее, хочется вспомнить несколько фраз, сказанных на космодроме. Они ведь точно отражали мое душевное состояние перед полетом, мои чувства и мысли:

«Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было выс­шим счастьем участвовать в новых открытиях. Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свиданья, как всегда говорят люди друг другу, от­правляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!»

И вот я остался один, среди многочисленных приборов, освещенных искусственным светом. Лишь радио связывало меня с окружающим миром.

Конечно, я волновался – только робот не волновался бы в такие минуты и в такой обстановке. Но вместе с тем был уве­рен, что полет завершится успешно, что ничего такого, что не предвидели бы наши ученые и техники, не случится. Был уве­рен в совершенстве ракеты, скафандра, приборов, связи с Землей, качества пищи. Очевидно, и во мне были уверены. Все это, вместе взятое, и называлось «готовностью к космиче­скому полету».

О чем я думал, сидя в кресле космического корабля перед стартом? Уже была проверена техника связи. Слышалась му­зыка: друзья позаботились, чтобы я не чувствовал одиночества. Оставалось шестьдесят минут «свободного времени».

Еще не подсчитана скорость человеческой мысли, но какое расстояние может она преодолеть за час! Мне предстояло стать пионером, первым человеком, оторвавшимся от Земли, преодолевшим власть ее тяготения. Из всех человеческих дерзких мечтаний это, конечно, испокон веков считалось самым несбыточным, сказочным.

Двигатели ракеты были включены в 9 часов 07 минут. Сразу же начали расти перегрузки. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только «Восток» пробил плотные слои атмосферы, увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега.

Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Видны были даже поля.

Самым красивым зрелищем был горизонт – окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба. Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному…

Невесомость, к которой я быстро привык, сыграла со мной злую шутку. После одной из записей в бортовой журнал я отпустил карандаш, и он свободно поплыл по кабине вместе с планшетом. Но неожиданно развязался узелок шнурка, на котором был закреплен карандаш, и он нырнул куда-то под сиденье. С этого момента я его больше не видел. Дальнейшие свои наблюдения пришлось передавать по радио и записывать на магнитофон.

За исключением этого небольшого происшествия, ничего непредвиденного не произошло. Заранее разработанный график полета соблюдался точно. До самого спуска все шло примерно так, как мы рассчитывали на Земле.

В 10 часов 25 минут автоматически было включено тормозное устройство. Корабль вошел в плотные слои атмосферы. Сквозь шторки, прикрывавшие иллюминаторы, я видел багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки вновь прижали меня к креслу. Они увеличивались и были сильнее, чем при взлете.

В 10 часов 55 минут, через 108 минут после старта, «Восток» благополучно опустился на поле колхоза «Ленинский путь» у деревни Смеловки.

В ярко-оранжевом скафандре я, наверное, выглядел странно. Первые «земляне», женщина и девочка, боялись подойти ко мне поближе. Это были Анна Акимовна Тахтарова и ее внучка Рита.

Потом с полевого стана подбежали механизаторы, мы об­нялись, расцеловались. За те неполных два часа, которые я провел в космосе, радио донесло и сюда, и во все концы Зем­ли весть о запуске. Моя фамилия уже была известна тем, кто меня встретил.

«Восток» спустился в нескольких десятках метров от глу­бокого оврага, в котором шумели весенние воды. Корабль почернел, обгорел, но именно поэтому казался мне еще более красивым и родным, чем до полета.

Внучка лесника Рита Тахтарова сейчас уже ходит в школу. Я никогда не забуду, что она и ее бабушка были первыми людьми, встретившими меня после возвращения из космоса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Стихи о первом космонавте планеты

Я первый смерил жизнь обратным счетом...


Владимир Высоцкий

Я первый смерил жизнь обратным счетом.
Я буду беспристрастен и правдив:
Сначала кожа выстрелила потом
И задымилась, поры разрядив.

Я затаился, и затих, и замер.
Мне показалось, я вернулся вдруг
В бездушье безвоздушных барокамер
И в замкнутые петли центрифуг.

Сейчас я стану недвижим и грузен
И погружен в молчанье, а пока
Меха и горны всех газетных кузен
Раздуют это дело на века.

Хлестнула память мне кнутом по нервам,
В ней каждый образ был неповторим:
Вот мой дублер, который мог быть первым,
Который смог впервые стать вторым.

Пока что на него не тратят шрифта –
Запас заглавных букв на одного.
Мы с ним вдвоем прошли весь путь до лифта,
Но дальше я поднялся без него.

Вот тот, который прочертил орбиту.
При мне его в лицо не знал никто.
Я знал: сейчас он в бункере закрытом
Бросает горсти мыслей в решето.

И словно из-за дымовой завесы
Друзей явились лица и семьи.
Они все скоро на страницах прессы
Расскажут биографии свои.

Их всех, с кем знал я доброе соседство,
Свидетелями выведут на суд.
Обычное мое босое детство
Обуют и в скрижали занесут.

Чудное слово «Пуск» – подобье вопля –
Возникло и нависло надо мной.
Недобро, глухо заворчали сопла
И сплюнули расплавленной слюной.

И вихрем чувств пожар души задуло,
И я не смел или забыл дышать.
Планета напоследок притянула,
Прижала, не рискуя отпускать.

И килограммы превратились в тонны,
Глаза, казалось, вышли из орбит,
И правый глаз впервые, удивленно
Взглянул на левый, веком не прикрыв.

Мне рот заткнул – не помню, – крик ли, кляп ли.
Я рос из кресла, как с корнями пень.
Вот сожрала все топливо до капли
И отвалилась первая ступень.

Приборы на земле угомонились,
Вновь чередом своим пошла весна.
Глаза мои на место возвратились,
Исчезли перегрузки, – тишина.

Эксперимент вошел в другую фазу.
Пульс начал реже в датчики стучать.
Я в ночь влетел, минуя вечер, сразу
И получил команду отдыхать.

Я шлем скафандра положил на локоть,
Изрек про самочувствие свое…
Пришла такая приторная легкость,
Что даже затошнило от нее.

Шнур микрофона словно в петлю свился,
Стучали в ребра легкие, звеня.
Я на мгновенье сердцем подавился –
Оно застряло в горле у меня.

Я отдал рапорт весело, на совесть,
Разборчиво и очень делово.
Я думал: вот она и невесомость,
Я вешу нуль, так мало – ничего!

Но я не ведал в этот час полета,
Шутя над невесомостью чудной,
Что от нее кровавой будет рвота
И костный кальций вымоет с мочой.

Все, что сумел запомнить, я сразу перечислил,
Надиктовал на ленту и даже записал.
Но надо мной парили разрозненные мысли
И стукались боками о вахтенный журнал.

Весомых, зримых мыслей я насчитал немало,
И мелкие сновали меж ними чуть плавней,
Но невесомость в весе их как-то уравняла –
Там после разберутся, которая важней.

А я ловил любую, какая попадалась,
Тянул ее за тонкий невидимый канат.
Вот первая возникла и сразу оборвалась,
Осталось только слово одно: «Не виноват!»

Но слово «невиновен» – не значит «непричастен», –
Так на Руси ведется уже с давних пор.
Мы не тянули жребий, – мне подмигнуло счастье,
И причастился к звездам член партии, майор.

Между «нулем» и «пуском» кому-то показалось,
А может – оператор с испугу записал,
Что я довольно бодро, красуясь даже малость,
Раскованно и браво «Поехали!» сказал.

Самый первый

Константин Симонов

Рассвет. Еще не знаем ничего.
Обычные «Последние известия»...
А он уже летит через созвездия.
Земля проснется с именем его.
«Широка страна моя родная...» –
Знакомый голос первых позывных.
Мы наши сводки начинали с них,
И я недаром это вспоминаю.
Не попросив подмог ни у кого,
Сама восстав из пепла войн и праха,
Моя страна, не знающая страха,
Шлет ныне в космос сына своего.
Мы помним все. Ничто не позабыто.
Но мы за мир: всерьез! Для всех! Навек!
И, выведен на мирную орбиту,
С природой в бой идет наш человек.
Волненье бьет, как молоток, по нервам;
Не каждому такое по плечу:
Встать и пойти в атаку, самым первым!
Искать других сравнений не хочу.

Оркестры смолкли, отзвучали речи...

Александр Твардовский

Оркестры смолкли, отзвучали речи,
Парадных флагов свернут пестрый фронт.
И этот гром неповторимой встречи,
Как гром грозы, ушел за горизонт.

И новый подвиг совершился в мире,
И новый праздник грянул на порог.
Он был еще торжественней и шире,
И только первым быть уже не мог.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Названия для мероприятий и выставок:

¾«В гостях у звезд»

¾«Впереди всегда Гагарин»

¾«Гагарин в судьбе моей страны»

¾«Галактика хорошего настроения»

¾«Дорогой к звездам»

¾«Душа, рожденная Вселенной»

¾«Звездам навстречу»

¾«Земному притяжению вопреки»

¾«Зовущие к звездам»

¾«Из истории космонавтики»

¾«К далеким звездам»

¾«Колумб Вселенной»

¾«Космическая тайна Зодиака»

¾«Космические миры»

¾«Космическое путешествие»

¾«Мое представление о космонавтике в будущем»

¾«Моя вселенная»

¾«Мы - дети Галактики»

¾«Огромное небо одно на двоих»

¾«Первая женщина в космосе»

¾«Покорение неба»

¾«Слово о Гагарине»

¾«Страницы космических стартов»

¾«Человек и Вселенная»

¾«Чистые березы, реки и поля, сверху все это - нежнее хрусталя»

¾«Человек поднялся в небо»

¾«В безбрежном времени Вселенной»

¾«В космос, прямо к звездам»

¾«В солнечном царстве, космическом государстве»

¾«Во славу человечества пусть рвутся к звездам корабли!»

¾«Всё о космосе»

¾«Дорога в пятый океан

¾«Дорога во Вселенную»

¾«Дорога к просторам Вселенной

¾«Дорога на космодром»

¾«Загадочный мир космоса».

¾«Звездам навстречу»

¾«Звездные дали»

¾«Звездный полет»

¾«Звёздный человек»

¾«Земля проснется с именем его»

1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты - Юрий Алексеевич Гагарин. 55 лет назад началась новая эра – эра освоения космоса. Наша страна и весь мир отмечают это событие. Не остались в стороне и библиотеки системы. Для пользователей разных возрастов филиалы провели разнообразные мероприятия.

Для учащихся 4-х классов школы №37 библиотекари филиала №1 провели космическую игру - азбуку «Ключ – на старт! Поехали!». В ходе игры школьники сформировали звездные экипажи и отправились в путешествие по космическим станциям. Бурные обсуждения, быстрые правильные или неточные ответы, догадки и версии - все это создавало атмосферу поиска и творчества. Все участники игры получили «космические» сладкие призы. Для девятиклассников школы №37 библиотекари подготовили познавательную программу «Он был первый», в ходе которой были раскрыты интересные факты биографии первого космонавта планеты, строительства космодрома Байконур, и о том, как проходила подготовка к полету.

Видео-урок «108 минут и вся жизнь» для учащихся 3-го класса МБОУ СОШ № 000 прошел в филиале №5 . Ребята просмотрели видеоматериалы о Юрии Гагарине, узнали, кто был первым изобретателем ракеты, послушали запись с голосом Юрия Гагарина. Школьники отвечали на вопросы, отгадывали загадки. В заключение ребята познакомились с книгами, представленными на книжной выставке «Меж звезд и галактик», но больше всего ребят заинтересовал телескоп, в который смогли посмотреть все желающие.

Самых маленьких читателей в День важного космического события встречали в филиале №8 . Для дошкольников прошел час познаний и открытий «Полёт к звёздам». Во время игрового путешествия к звёздам ребята самостоятельно искали и находили верные решения предложенных задач, давали неожиданные ответы на возникающие вопросы. На остановках проводилась шумная дозаправка в форме космической физкультминутки. Праздничность и значимость совместному условному полёту добавляли музыкальные фрагменты. Мини-тест на звание будущего космонавта все сдали успешно, при этом узнали много нового и интересного. Для ребят среднего и старшего школьного возраста библиотекари провели интегрированное космическое путешествие «108 минут: до и после». Во время мероприятия ребята окунулись в исторический экскурс космонавтики, узнали о великих ученых-конструкторах, инженерах, первом полете человека в космос, о создании искусственного спутника Земли, и т. д. Большой восторг вызвало виртуальное путешествие по МКС, музею «Самара космическая».

Сотрудники филиала №11 вышли на открытую площадку около школы № 000, чтобы провести акцию-опрос «Наш Гагарин» для учащихся и кадетов. В ходе опроса ребята смогли не только проверить свои знания о космосе, но и вспомнить имена космонавтов, памятные места нашего города, связанные с именем первого космонавта планеты – Ю. Гагарина. Школьники с удовольствием отвечали на вопросы, многие демонстрировали хорошие знания по данной теме, отвечали уверенно, проявили заинтересованность. Все участники получили на память информационный буклет «Он улыбнулся звездам и мирам», разработанный сотрудниками библиотеки.

Познавательно-игровой час «На пути к звездам» для учеников 2-го класса школы № 000 провели сотрудники филиала №12 . Библиотекари вместе с детьми отправились в увлекательное путешествие по неизведанным планетам: Альфацентавра, Звездалия, Сказочная. «Полетали» на космолете, поиграли в игры и вернулись на Землю. Завершилось мероприятие просмотром обучающего мультфильма «Про космос для самых маленьких».

Увлекательный эрудит-круиз «Самара космическая» прошел в филиале №15 для учащихся 2-х классов школы №96 и школы № 000. Ребята совершили виртуальное путешествие по музею «Самара космическая», узнали, кто был первым космонавтом и кто построил для него ракету, какую пищу едят космонавты, что такое «открытый космос» и многое другое. В гости к ребятам заглянул руководитель авиамодельного клуба, который продемонстрировал им модели ракет и самолетов, рассказал об их устройстве.

Библиотекари филиала №16 вместе с учащимися 6-7 классов МБОУ СОШ №89 отправились в виртуальное путешествие «Самара космическая». Мультимедийная презентация позволила ребятам прогуляться по космическим местам Самары и взглянуть на экспозиции музейно-выставочного комплекса «Самара космическая», музея авиации и космонавтики им. Самарского Аэрокосмического университета, совершить прогулку по парку им. Ю. Гагарина. Для старшеклассников МБОУ СОШ № 000 библиотекари провели тест-игру «Просто КОСМОС». Интерактивный блок программы содержал не только тестовую часть, но и вопросы по истории Самары космической, были даже вопросы с подвохом. Ребята отлично справились с заданиями, продемонстрировав свою эрудицию.

Сотрудники филиала №20 провели для ребят интерактивную викторину «В космическом времени Вселенной». Присутствующие узнали много нового и интересного о первом полёте человека в космос, о предполетной подготовке. Мероприятие сопровождалось одноименной книжной выставкой, которая вызвала большой интерес у ребят.

В знаменательный День космонавтики библиотекари филиала №27 пришли в детский сад №13, чтобы познакомить дошкольников с первым полетом в космос. Дети посмотрели красочную презентацию о развитии космонавтики в нашей стране. Большой интерес вызвал просмотр видеоролика хроники взлета корабля «Восток» на орбиту с космодрома. Для ребят провели игровую программу, где каждый ребенок почувствовал себя в роли космонавтов. В завершение мероприятия дети получили творческое задание – нарисовать рисунки для аллеи космонавтики.

На игру-путешествие «Звезды волшебное сиянье» сотрудники филиала №28 пригласили воспитанников детского сада № 65. Дети совершили увлекательное виртуальное путешествие по космическим просторам Вселенной, поиграли в космонавтов, разгадали звездные загадки, посмотрели мультфильм. А дошкольников детского сада № 000 библиотекари увлекли медиа-беседой «Человек шагает в космос». Ребята узнали много нового и интересного: о первых запусках спутников с животными, о Юрии Гагарине – первом в мире космонавте, об Алексее Леонове – первом человеке, вышедшем в открытый космос. С интересом дети послушали отрывок из книги М. Познанской «Белка и Стрелка», посмотрели видео кадры из истории космических полетов, а также видеоролики с песнями о космосе в исполнении детей.

В рамках Года российского кино филиал №34 представил учащимся школы № 000 фильм из цикла «Самарские судьбы», посвященный Юрию Алексеевичу Гагарину. Ребята с интересом посмотрели фильм, обсудили с библиотекарем неизвестные версии гибели первого космонавта планеты. Мероприятие сопровождалось презентацией книжной выставки и обзором литературы. Ярко и эмоционально прошел в филиале интерактивный квест «Крылатая Самара». Библиотекари с учениками старших классов школы № 23,129,145 отправились в космос на космической ракете-носителе «Союз». Во время путешествия библиотечные космонавты познакомились с принципами работы ракеты, узнали, как происходит запуск и спуск в безопасном режиме, что такое невесомость, «черные дыры» во Вселенной. Экипажам пришлось пройти немало испытаний, прежде чем они благополучно вернулись на Землю. Все ребята отлично справились с заданиями. То, с каким азартом учащиеся устраняли поломки «корабля», дружно решали внештатные ситуации, приятно порадовало сотрудников библиотеки.

Сотрудники филиала №35 предложили ребятам среднего и старшего школьного возраста решить необычный космический кроссворд «А мы летим орбитами, путями неизбитыми...». Кроссворд, состоящий из нескольких тем, заинтересовал не только детей, но и взрослых. Они с удовольствием откликнулись на предложение библиотекарей разгадать «космические» загадки. Читателям, которые затруднялись с ответами, могли найти ответ на книжной выставке-подсказке, приуроченной к Дню космонавтики.

Интересной и познавательной стала программа «Страницы о космосе», проведенная библиотекарями филиала №41 для учащихся 7 «Б» класса МБОУ СОШ № 43. Беседа о космосе основывалась на последних, малоизвестных фактах из газет «Комсомольская правда», «Аргументы и факты». Ребята узнали много нового из жизни первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, о пребывании в нашем городе, о главных брендах самарской космической промышленности.

А сколько ещё интересных мероприятий проведено ко Дню космонавтики! Сколько еще продолжают идти по просьбам воспитателей и педагогов! Цифры впечатляют – проведено 28 мероприятий, на которых присутствовало 665 человек.