Главком ввс россии о развитии военной авиации. Главком сильнейших в мире ввс Перспективы ВВС России

12 августа Военно-воздушные силы России отметили столетний юбилей. О сегодняшнем дне и перспективах одного из видов Вооруженных Сил РФ рассказал его главнокомандующий – заслуженный военный летчик, Герой России генерал-лейтенант Виктор Бондарев .

– Виктор Николаевич, ВВС за вековую историю прошли разные этапы развития. Чем характерен нынешний период, позволяет ли он с оптимизмом смотреть в будущее?

Оптимизм есть. Сейчас в Военно-воздушных силах отсутствуют проблемы в проведении боевой подготовки. Мы имеем практически все, что необходимо для интенсивной боевой учебы, начиная от авиационного керосина и заканчивая средствами на ремонт и обслуживание авиационной техники. Поступает новая авиатехника. Такого очень давно не было.

На протяжении трех-четырех лет постоянно идет повышение среднего налета у пилотов, особенно молодых. Мы считаем самое важное – это подготовка молодежи, а потому сил и средств на нее не жалеем. Дело в том, что послуживший военный летчик на основании накопленного опыта может и с меньшим налетом выполнять учебно-боевые задачи, а вот юному лейтенанту летать и тренироваться надо больше.

Известно: для того чтобы человек почувствовал себя летчиком, его минимальная, как говорится, биологическая норма по налету в год должна составлять не менее 60 часов . У нас же лейтенант в этом году, думаю, будет иметь средний налет 85 часов. Это неплохо. Особенно если вспомнить, что еще лет десять назад ежегодный средний налет в наших ВВС с трудом удавалось поддерживать на уровне 10–12 часов. Те времена и вспоминать не хочется. Но это было – нехватка авиатоплива, недостаток средств на текущий ремонт авиатехники.

Начиная с 2009 года мы стали получать новую авиатехнику. В этом году планируем принять порядка 175–180 новых самолетов и вертолетов . Поступают в авиачасти и средства обслуживания техники. В будущем году получим более 200 новых летательных аппаратов .

Всего же по Госпрограмме вооружения до 2020 года в ВВС поступит более 1000 новых вертолетов и примерно столько же новых самолетов. Таким образом, к 2020 году наш авиапарк обновится практически на 75%, а может быть, даже и больше.

– В прессе периодически поднимается вопрос о дальнейшей судьбе главкомата ВВС. Некоторые говорят, что вскоре он может быть преобразован в департамент Генштаба. Это правда?

Хочу с полной ответственностью сказать: о том, чтобы переформировать главкомат в департамент или другую какую-то структуру, речи не идет. Мне никто такой задачи не ставил и, думаю, никто не поставит. Потому что такой вид вооруженных сил, как ВВС, есть практически в любой стране – пусть это будет, допустим, США или Гондурас. А раз есть ВВС, то должен быть и соответствующий орган управления. Так что пускай не волнуются ветераны военной авиации и те, кто служит в ВВС: главкомат был, есть и будет.

В целом обновленная структура Военно-воздушных сил сформирована. Реформирование Российской армии закончено. Теперь идет только отработка взаимодействия видов и родов войск Вооруженных Сил, повышение качества боевой подготовки.

– Как вы оцениваете процесс создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации? В войсках ждут этот самолет?

Мы тщательно следим за тем, как доводится до серийного производства. Уже сейчас видно, что это действительно машина пятого поколения, самолет будущего. У него очень большие возможности в работе, как по воздушным, так и по наземным целям. ПАК ФА Военно-воздушным силам, конечно, очень нужен.

Иногда в прессе читаешь, что мы отстали в разработке истребителя пятого поколения от американцев. Мол, они уже давно летают на таких машинах. Могу сказать, что мы не отстали. У нас создается самолет мирового уровня, который по ряду показателей значительно превышает возможности заокеанских аналогов.

– Нет тревоги, что не успеют к сроку разработчики радара с активной фазированной антенной решеткой или двигателисты с созданием силовой установки для ПАК ФА?

Особых тревог нет. Я видел данные объективного контроля при работе с новой РЛС, знаю, какие двигатели стоят на ПАК ФА и как они работают. Да, идет отработка новых конструкторских решений, «притирка» в работе разных самолетных систем. Но у меня нет никаких опасений, что этот самолет из-за проблем с двигателем или станцией с АФАР не пойдет вовремя в серию.

Все находится в процессе испытаний, которые как раз и нужны для того, чтобы довести все до логического конца. Думаю, со следующего года мы сможем вместе с фирмой «Сухой» приступить к совместным войсковым испытаниям нового самолета. В том числе его комплексов вооружения.

– С фронтовой авиацией в этом смысле ясность есть. А что с дальней авиацией? Она получит стратегический бомбардировщик нового поколения?

Да, такие машины будут. Уже сформирован облик перспективного авиационного комплекса дальней авиации – . Те стратегические бомбардировщики, которые сейчас находятся на вооружении наших Военно-воздушных сил, я имею в виду Ту-95МС и , – это прекрасные самолеты. Они позволяют решать задачи, которые стоят перед дальней авиацией.

Ту-95 эксплуатируется уже более 40 лет. У американцев, допустим, есть не менее старый Б-52. Но машина с возлагаемыми на нее задачами справляется, и ВВС США от этого бомбардировщика не отказываются. Так же, как и мы от .

Но как бы то ни было, срок эксплуатации любых летательных аппаратов ограничен. Он все равно когда-нибудь заканчивается – через 10–20 или 50 лет. Исходя из этого мы обязаны, готовы и делаем все, чтобы появился новый самолет дальней авиации. И он появится.

Конечно, проще модернизировать машину, чем создать и построить новую. Тем не менее, мы обязаны это делать, чтобы идти в ногу со временем и не отстать от других.

– А если, как говорится, посмотреть за горизонт? Ваши специалисты задумываются над тем, какими будут боевые самолеты шестого поколения?

Тенденции развития средств вооруженной борьбы, в том числе боевой авиации, дают основание полагать, что военные летательные аппараты следующего поколения станут по большей части беспилотными. Это касается и истребителей, и фронтовых бомбардировщиков, и машин стратегического назначения.

Дело в том, что развитие техники, информационных технологий идет такими шагами, что человеку – летчику, оператору уже сегодня приходится порой действовать на пределе своих физических, психологических возможностей. А что будет завтра, на следующем этапе научно-технического прогресса? Человек просто не успевает, он не сможет реализовать все возможности новой авиационной техники следующего поколения. Часть своих функций он уже поневоле передает машине – будь то «искусственный интеллект» или бортовая супер-ЭВМ.

Поэтому и у нас, и за рубежом работы по беспилотной тематике, в том числе по стратегическим беспилотникам, идут полным ходом. Они особо не афишируются. Но мы знаем, что такие проекты разрабатываются и уже получены определенные результаты. То и дело в хронике военных действий в том или ином регионе мира сообщается о точечных ударах беспилотной авиации. Много БПЛА задействовано в операциях, которые проводят американцы и их союзники на Ближнем и Среднем Востоке. Достаточно вспомнить, как недавно один из дальних беспилотников США оказался трофеем иранской ПВО.

– Россия не так давно возобновила полеты стратегических бомбардировщиков на воздушное патрулирование над нейтральными водами Мирового океана. Количество этих полетов не уменьшится?

Ни в коем случае. Мы, наоборот, наращиваем это направление боевой подготовки и число вылетов. Значительно чаще выполняем полеты в зоны воздушного патрулирования над Баренцевым и Черным морями, на Дальнем Востоке. Мы готовим летный состав, отрабатываем определенные маневры, направленные на то, чтобы повысить обороноспособность страны.

– Несколько лет назад наши бомбардировщики совершили впечатляющий перелет в Венесуэлу с несколькими дозаправками в воздухе. Подобные акции еще планируются?

Конечно. Мы прорабатываем эти вопросы – осуществление перелетов в различные регионы мира. Без них нельзя обойтись по одной простой причине, потому что надо тренировать летный состав – экипажи и стратегических бомбардировщиков, и самолетов-заправщиков Ил-78.

Необходимо знать свои возможности: на что мы способны, где у нас узкие, слабые места, в чем, наоборот, сильна наша стратегическая авиация. Любой дальний полет – это не прогулка. В каждом полете добывается столько информации, сколько порой невозможно получить никаким другим способом.

– Каковы перспективы переоснащения военно-транспортной авиации?

Парк ВТА, особенно легких транспортных самолетов, устарел. Ан-24 у нас уже завершили службу. Остаются пока Ан-26. Но они, бедняги, работают столько, что какие-нибудь другие машины, вполне вероятно, и не выдержали бы. Этим самолетам нужна замена. Есть еще средний военно-транспортный Ан-12. Он очень-очень много потрудился.

Аналогичным образом складывается ситуация с парком тяжелых транспортников Ил-76. Они достойно выполняют все задачи, которые на них возложены. Но этот самолет строился в те времена, когда особенно не смотрели на характеристики экономичности.

Что придет на смену ветеранам ВТА? Это легкие турбовинтовые транспортные самолеты Ан-140. ВВС уже закупили две такие машины и продолжат их закупать. Запланированы закупки самолетов Ан-148 и . Что касается Ан-70, то он сейчас выходит на заводские испытания, думаю, успешно сдаст все предстоящие «экзамены» и пойдет в серию.

Естественно, большие планы в отношении обновления парка Ил-76. У нас есть прекрасные двигатели ПС-90, которые в два раза экономичнее тех, что стоят сейчас на этих самолетах.

Гордость и красу военно-транспортной авиации Ан-124 также намечено модернизировать и выпускать в новом облике. Он будет закупаться дополнительно и войдет в линейку ВТА.

– Части ВВС России дислоцируются и за рубежом, в частности в киргизском Канте. Каковы перспективы этой авиабазы?

Никаких вопросов по Канту не возникает. Киргизская сторона заинтересована в том, чтобы российская авиабаза функционировала и дальше. Особенно с учетом планов США в 2014 году уйти из Афганистана. В этих условиях ее значение в системе обеспечения региональной безопасности будет только возрастать. Во всяком случае, даже мыслей о том, чтобы убрать базу из Канта, ни у кого не возникает. База есть и база будет.

– Как идет вооружение зенитных ракетных войск системами С-400?

В этом году мы уже получили два полковых комплекта. Будут еще поступления. Система прекрасная. Перед оснащением очередного полка Концерн ПВО «Алмаз-Антей» вывез ЗРС на полигон. Мы доставили туда личный состав части, которая принимала технику. Провели тренировки, настройку в реальном масштабе времени с созданием определенной мишенной обстановки, проверили готовность людей к несению боевого дежурства. Полк с успехом справился со всеми задачами и сейчас занимает свое место в общей системе ПВО на Дальнем Востоке.

– Работы по зенитной ракетной системе С-500 начались?

Ниже приводится список Главнокомандующих ВВС СССР и РФ в послевоенное время. Список начальников военно-воздушного флота РККА СССР начиная с 1918 и до 1946 г. . Для полноты картины можете узнать с чего все начиналось: списки и в годы Гражданской войны. Для полноты картины так же рекомендую материал о .

Главный маршал авиации

Главнокомандующий ВВС (04.1946 - 07.1949 и 01.1957 - 03.1969).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (19.08.1944).

На военной службе с 1919 г. Окончил пехотные командные курсы (1920), Высшую тактико-стрелковую школу комсостава РККА (курсы «Выстрел», 1923), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1932), Качинское военное училище летчиков (экстерном, 1935).

Участник Гражданской войны в России: красноармеец, командир маршевой роты запасного полка. После войны командовал учебной ротой 12-х Краснознаменных пехотных курсов Приволжского военного округа (1923-1928), стрелковым батальоном (1928-1930). С 1930 г. в составе Военно-воздушных сил РККА: начальник оперативного отделения штаба авиационной бригады (с 06.1932), помощник начальника тактического отдела научно-исследовательского института ВВС РККА (с 06.1933), командир эскадрильи высших летно-тактических курсов РККА (с 02.1934), помощник начальника по летной подготовке (с 1938), начальник высших авиационных курсов усовершенствования летного состава РККА (с 05.1941).

В годы Великой Отечественной войны: командующий ВВС Южного фронта (09-1941-05.1942), 4-й воздушной армией (05-09.1942; 05.1943-1945), ВВС Закавказского фронта (09.1942-04.1943). Отличался глубокими знаниями в области оперативного искусства, постоянными поисками нового, творческим подходом к решению поставленных задач. Это позволяло ему умело организовывать взаимодействие соединений ВВС с сухопутными войсками, оказывать действенную помощь общевойсковым и танковым армиям.

В послевоенный период: главнокомандующий Военно-воздушными силами (1946-1949), одновременно заместитель Министра Вооруженных Сил СССР. Внес большой вклад в перевооружение военной авиации на реактивные самолеты. С 1950 г. вновь командует воздушной армией, а с сентября 1951 г. возглавил создаваемые в составе ВВС войска воздушной обороны приграничной линии. После объединения указанных войск с войсками противовоздушной обороны в июне 1953 г. командующий Войсками ПВО страны, в мае 1954 г. переведен на должность командующего Бакинским районом ПВО. С апреля 1956 г. Константин Андреевич Вершинин - заместитель главкома ВВС, в январе 1957 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами - заместителем Министра обороны СССР.

С марта 1969 г. в группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Награды: 6 орденов Ленина, медаль «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 3 ордена Красного Знамени, 3 ордена Суворова 1-й ст., орден Суворова 2-й ст., орден Отечественной войны 1-й ст.;медали СССР; иностранные ордена и медали.

Главный маршал авиации ЖИГАРЕВ Павел Фёдорович

, Главнокомандующий ВВС (09-1949 - 01.1957) .

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1955).

На военной службе с 1919 г. Окончил 4-ю Тверскую кавалерийскую школу (1922), Ленинградскую военную школу летчиков-наблюдателей (1927), Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (1932), адъюнктуру при ней (1933), Качинскую военную авиационную школу (1934).

В годы Гражданской войны в России служил в запасном кавалерийском полку в Твери (1919-1920). После войны последовательно занимал должности: командира кавалерийского взвода, летчика-наблюдателя, инструктора и преподавателя школы летчиков, начальника штаба Качинской военной авиационной школы (1933-1934). В 1934-1936 гг. командовал авиационными частями, от отдельной эскадрильи до авиабригады.

В 1937-1938 гг. находился в . С сентября 1938 г. начальник управления боевой подготовки ВВС РККА, с января 1939 г. -командующий ВВС 2-й Отдельной Дальневосточной Краснознаменной армии, с декабря 1940 г. первый заместитель, с апреля 1941 г. - начальник Главного управления ВВС Красной армии.

В годы Великой Отечественной войны: командующий Военно-воздушными силами Красной армии (с 29.06.1941). Выступил инициатором создания мобильных авиационных резервов ГК в начале войны, принимал непосредственное участие в планировании и руководстве боевыми действиями советской авиации в битве под Москвой (12.1941-04.1942). С апреля 1942 г. командующий ВВС Дальневосточного фронта.

В период советско-японской войны (1945) командующий 10-й воздушной армией 2-го Дальневосточного фронта. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (04.1946-1948), командующий дальней авиацией - заместитель главнокомандующего ВВС (1948-08.1949).

С сентября 1949 г. по январь 1957 г. Павел Фёдорович Жигарев - главнокомандующий ВВС, с апреля 1953 г. одновременно заместитель (с марта 1955 - первый заместитель) Министра обороны СССР. Начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. (01.1957-11.1959), начальник Военной командной академии ПВО (11.1959-1963).

Награды: 2 ордена Ленина, 3 ордена Красного Знамени, ордена Кутузова 1-й ст., Красной Звезды; медали СССР.

Главный маршал авиации ВЕРШИНИН Константин Андреевич

Главнокомандующий ВВС (01.1957 - 03.1969).

Главный маршал авиации КУТАХОВ Павел Степанович

Главнокомандующий ВВС (03.1969 - 12.1984).

Советский военный деятель, главный маршал авиации (1972), дважды Герой Советского Союза (1.05.1943, 15.08.1984), заслуженный военный летчик СССР (1966).

На военной службе с 1935 г. Окончил Сталинградскую военную школу летчиков (1938, с отличием), Высшие офицерские летно-технические курсы (1949), Высшую военную академию (1957). С 1938 г. командир звена 7-го истребительного авиаполка ВВС Ленинградского военного округа. Участвовал в (1939). В совершил 131 боевой вылет.

В годы Великой Отечественной войны: на Ленинградском, затем Карельском фронтах, заместитель командира и командир авиаэскадрильи. С июля 1943 г. помощник, затем заместитель командира 19-го истребительного авиаполка, с сентября 1944 г. - командир 20-го гвардейского истребительного авиаполка. Всего в ходе войны совершил 367 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов противника и 28 - в групповых боях.

После войны Павел Степанович Кутахов командовал истребительным авиаполком, затем заместитель командира, с декабря 1950 г. - командир истребительной авиадивизии. Заместитель командира (11.1951 - 12.1953), командир истребительного авиакорпуса (12.1953 - 12.1955). С декабря 1957 г. заместитель командующего по боевой подготовке, затем 1-й заместитель, с августа 1961 г. - командующий 48-й воздушной армией. Первый заместитель (07.1967 - 03.1969), главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР (03.1969 - 12.1984). Активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства ВВС.

Награды: 4 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда», орден Октябрьской Революции, 5 орденов Красного Знамени; ордена Кутузова 1-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст.; 2 ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст.,медали СССР; иностранные ордена и медали.

Маршал авиации ЕФИМОВ Александр Николаевич [р. 6.2.1923]

Главнокомандующий ВВС (12.1984 - 07.1990).

Советский военный деятель, маршал авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (26.10.1944, 18.08.1945), заслуженный военный летчик СССР (1970), доктор военных наук, профессор, лауреат Государственной премии СССР (1984).

На военной службе с мая 1941 г. Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу летчиков пилотов (1942), Военно-воздушную академию (1951), Военную академию Генерального штаба (1957).

Во время Великой Отечественной войны: летчик 594-го штурмового авиационного полка, командир звена, эскадрильи 198-го штурмового авиаполка. Всего за годы войны совершил 222 боевых вылета на , в ходе которых лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 7 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

После войны Александр Николаевич Ефимов продолжал службу в авиации: командир штурмового авиаполка, авиационной дивизии. Заместитель, первый заместитель командующего (1959-10.1964), с октября 1964 г. -командующий воздушной армией. Первый заместитель главнокомандующего ВВС (03.1969 - 12.1984), главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР (12.1984-07.1990). Председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением (1990-1993).

С августа 1993 г. - в отставке. С 2006 г. председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы.

Награды: 3 ордена Ленина, 2 медали «Золотая Звезда»; орден Октябрьской революции, 5 орденов Красного Знамени, орден Александра Невского, 2 ордена Отечественной войны 1-й ст.; ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За заслуги перед Отечеством» 4-й, 3-й и 2-й ст., Мужества; медали СССР и РФ; иностранные ордена и медали.

Маршал авиации ШАПОШНИКОВ Евгений Иванович [р. 3.02.1942]

Главнокомандующий ВВС (07.1990 - 08.1991).

Государственный и военный деятель СССР и Российской Федерации, маршал авиации (1991), заслуженный военный летчик РФ.

На военной службе с 1959 г. Окончил Харьковское высшее военное училище летчиков ВВС (1963), Военно-воздушную академию (1969), Военную академию Генерального штаба (1984). В 1963-1966 гг. летчик, старший летчик, командир звена истребительного авиаполка, в период 1969-1973 гг. командир эскадрильи, заместитель командира авиаполка по политической части, командир истребительного авиаполка. С 1975 г. заместитель командира, с 1976 г. - командир истребительной авиадивизии, в 1979-1982 гг. заместитель командующего ВВС Прикарпатского военного округа по боевой подготовке - начальник отдела боевой подготовки. Заместитель командующего (1984-03.1985), командующий ВВС Одесского военного округа - заместитель командующего войсками этого округа по авиации (03.1985-06.1987), командующий ВВС Группы советских войск в Германии (ГСВГ) - заместитель главнокомандующего ГВСГ по авиации (06.1987-05.1988), командующий 1б-й воздушной армией ГВСГ (05-12.1988).

С декабря 1988 г. Евгений Иванович Шапошников - первый заместитель главнокомандующего, с июля 1990 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель Министра обороны СССР. Министр обороны СССР (08-12.1991), главнокомандующий Объединенными Вооруженными Силами СНГ (утвержден в должности в феврале 1992). Секретарь Совета безопасности РФ (06-09.1993), с октября - в распоряжении Президента РФ. В феврале 1994 г. назначен представителем Президента РФ в государственной компании по экспорту и импорту вооружений и военной техники «Росвооружение». С ноября 1996 г. зачислен в резерв Министерства обороны РФ по акционерному обществу (АО) «Аэрофлот - Российские международные авиалинии», был генеральным директором АО. Помощник Президента РФ по вопросам развития космоса и авиации (03.1997-03.2004). С 2004 г. советник Генерального директора ОАО авиационной холдинговой компании «Сухой». Председатель Правления некоммерческого партнерства «Безопасность полетов».

Награды: ордена Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст.;медали СССР, России, ордена иностранных государств. Удостоен международного общественного ордена «Золотой Сокол».

Генерал армии ДЕЙНЕКИН Пётр Степанович [р. 14.12.1937]

Главнокомандующий ВВС (08.1991 - 01.1998).

Военный деятель СССР и Российской Федерации, генерал армии (1996), Герой России (1997), заслуженный военный летчик СССР, доктор военных наук, профессор.

На военной службе с 1955 г. Окончил Харьковскую спецшколу ВВС (1955), Балашовское военное авиационное училище летчиков (1957), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1969), Военную академию Генерального штаба (1982).

Службу проходил в должностях: летчика Центра боевого применения авиации (1957-1962), командира экипажа стратегического бомбардировщика (1962-1964). Заместитель командира эскадрильи (1969-05.1970), командир эскадрильи (05.1970-08.1971), заместитель командира полка по летной подготовке (08.1971-01.1973), командир отдельного гвардейского авиаполка специального назначения (01.1973-11.1975). С ноября 1975 г. - заместитель, затем командир 13-й гвардейской Днепропетровско-Будапештской ордена Суворова 2-й степени тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии, с 1982 г. - заместитель, с 1984 г. - первый заместитель, с августа 1985 г. -командующий воздушной армией ВГК. Командующий Дальней авиацией (05.1988-10.1990). С октября 1990 г. - первый заместитель, с августа 1991 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами - заместитель министра обороны СССР. Заместитель главнокомандующего Вооруженными Силами Содружества независимых государств (СНГ) - командующий ВВС (12.1991-08.1992).

Главнокомандующий ВВС Российской Федерации (09.1992-01.1998). Внес большой вклад в сохранение воздушной составляющей Вооруженных Сил и становление Военно-воздушных сил РФ.

С января 1998 г. в запасе, с декабря 2002 г. Пётр Степанович Дейнекин - в отставке. Начальник управления Президента РФ по вопросам казачества (09.1998-02.2003). В последующие годы был вице-президентом ЗАО «Авикос», председателем Совета директоров ОАО СО «Афес».

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник авиации КОРНУКОВ Анатолий Михайлович

Главнокомандующий ВВС (01 - 02.1998).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2000), кандидат военных наук, лауреат Государственной премии.

На военной службе с 1959 г. Окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков (1964, с красным дипломом), Военную командную академию ПВО (1980, заочно) и Военную академию Генерального штаба (1988). Службу в войсках начал в октябре 1964 г. в Прибалтике старшим летчиком истребительного авиаполка ПВО. С 1968 г. заместитель командира эскадрильи по политчасти - старший летчик 54-го гвардейского истребительного авиаполка ПВО. С 1970 г. на Дальнем Востоке. В 1971-1972 гг. командир эскадрильи, в 1972-1974 гг. - заместитель командира авиаполка, с января 1974 г. - командир авиаполка дивизии ПВО. В сентябре 1976 г. - феврале 1978 г. заместитель командира корпуса ПВО по авиации - начальник авиации корпуса. Заместитель начальника авиации 11-й Отдельной армии ПВО (02.1978-06.1980), командир 40-й истребительной авиадивизии ВВС Дальневосточного военного округа (06.1980-01.1985).

С января 1985 г. в Группе советских войск в Германии командир 71-го истребительного авиакорпуса ВВС (01.1985-07.1988). С июля 1988 г. первый заместитель начальника авиации Войск ПВО. С июня 1989 г. первый заместитель командующего, затем командующий 11-й Отдельной армией ПВО -заместитель командующего войсками Дальневосточного военного округа (ДВО) по ПВО, член Военного совета ДВО (07.1990-09.1991). С сентября 1991 г. командующий войсками Московского округа ПВО.

С января 1998 г. главнокомандующий ВВС РФ, с марта 1998 г. главнокомандующий нового вида Вооруженных Сил РФ - Военно-воздушными силами. Внес большой вклад в становление нового вида Вооруженных Сил и дальнейшее развитие Объединенной системы ПВО государств - участников СНГ.

С января 2002 г. Анатолий Михайлович Корнуков в запасе. Советник генерального директора НПО «Алмаз-Антей» по вопросам военно-технической политики (с 2002).

Награды: ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2-й и 3-й ст., «За военные заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 3-й и 4-й ст.; медали СССР и РФ.

Военно-воздушные силы - новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с марта 1998 г.

Указом Президента Российской Федерации (РФ) от 16 июля 1997 г. определено формирование нового вида Вооруженных Сил (ВС) на базе существовавших Войск противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС). К 1 марта 1998 г. на базе органов управления Войск ПВО и ВВС было сформировано управление Главнокомандующего ВВС и Главный штаб ВВС, а Войска ПВО и ВВС объединены в новый вид Вооруженных сил Российской Федерации – ВВС.

Генерал армии КОРНУКОВ Анатолий Михайлович [р. 10.01.1942]

Главнокомандующий ВВС (03.1998 - 01.2002).

Генерал армии МИХАЙЛОВ Владимир Сергеевич [р. 6.10.1943]

Главнокомандующий ВВС (01.2002 - 05.2007).

Военный деятель Российский Федерации, генерал армии (2004), Герой России (13.06.1996), заслуженный военный летчик СССР, лауреат премии им. Г.К.Жукова (2002).

На военной службе с сентября 1962 г. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков (1966, с золотой медалью), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1975), Военную академию Генерального штаба (1991). С 1966 г. проходил службу в должностях: инструктора-летчика, старшего инструктора-летчика, командира звена, эскадрильи. С 1974 г. заместитель командира и командир авиационного полка. Заместитель начальника Ейского высшего военного авиационного училища летчиков по боевой подготовке (1977-1980), начальник Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков (1980-1985). В 1985-1988 гг. на различных должностях по боевой подготовке авиационных частей и соединений Московского военного округа. С 1988 г. заместитель и первый заместитель командующего ВВС округа по боевой подготовке и военно-учебным заведениям, с 1991 г. командующий ВВС Северо-Кавказского военного округа, с 1992 г. - командующий воздушной армией. Активный участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996).

С апреля 1998 г. первый заместитель главнокомандующего ВВС, с января 2002 г. по май 2007 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. Почетный гражданин города Борисоглебск (2000). Лауреат премии имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова (2002). За время службы освоил около 20 типов самолетов, общий налет составил около 6 тысячи часов.

С мая 2007 г. в запасе.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., «За личное мужество», «За военные заслуги»; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник ЗЕЛИН Александр Николаевич [р. 6.05.1953]

Главнокомандующий ВВС (05.2007 - 04.2012).

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, заслуженный военный летчик РФ, кандидат военных наук.

Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1976, с отличием), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1988), Военную академию Генерального штаба (1997). Службу проходил в должностях: летчика 787-го истребительного авиаполка, заместителя командира, командира 115-го гвардейского истребительного авиаполка. Первый заместитель командующего 23-й воздушной армией ВВС и ПВО, командир 16-й гвардейской истребительной авиационной дивизии Северо-Кавказского военного округа, 50-го корпуса ВВС и ПВО, командующий 14-й (2000-2001) и 4-й (2001-2002) армиями ВВС и ПВО.

С августа 2002 г. - начальник управления авиации ВВС - заместитель главнокомандующего ВВС по авиации. Главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации (9.05.2007-26.04.2012). Осуществлял руководство по переводу к новому облику ВВС РФ.

Освоил более 10 типов летательных аппаратов, в том числе самолеты Су-34, Як-130.

Награды: ордена Красной Звезды, «За военный заслуги», «За заслуги перед Отечеством» 4-й ст.; Св. Георгия 2-й ст.; медали СССР и РФ.

Генерал-полковник БОНДАРЕВ Виктор Николаевич [р. 7.12.1959]

Главнокомандующий ВВС (с 6.05.2012), Главнокомандующий ВКС (с 1.08.2015)

Военный деятель Российский Федерации, генерал-полковник, Герой России (21.04.2000).

На военной службе с 1977 г. Окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков (1981), Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина (1992), Военную академию Генерального штаба (2004).

Службу проходил в должностях: инструктор-летчик, командир звена в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков, старший штурман, командир эскадрильи в Учебном центре подготовки летного состава, заместитель командира штурмового авиаполка.

Участник боевых действий в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск. Командир 899-го гвардейского штурмового Оршанского дважды Краснознаменного ордена Суворова III степени авиаполка (09.1996-10.2000). Участник вооруженного конфликта на территории Чеченской республики (1994-1996, 1999-2003).

С октября 2000 г. заместитель командира, с 2004 г. - командир 105-й смешанной авиационной дивизии, с 2006 г. - заместитель командующего, с июня 2008 г. - командующий 14-й армией ВВС и ПВО. Начальник Главного штаба ВВС (07.2011-6.05.2012). С 6 мая 2012 г. - главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации.

С августа 2015 г. - главнокомандующий Воздушно-космическими силами РФ.

Награды: медаль «Золотая Звезда»; ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», Мужества; медали СССР и РФ.

Генерал-майор Кобылаш Сергей Иванович

Начальник авиации ВВС РФ (с 13.11.2013).

Сергей Кобылаш родился 1 апреля 1965 г. в Одессе. Окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова в 1987 году, Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина в 1994, Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ в 2012 году.

Боевой лётчик, службу проходил на должностях летчика, старшего летчика, командира звена, заместителя командира эскадрильи, командира эскадрильи, заместителя командира полка, командира полка, командира базы 1 разряда, начальника отдела оперативно-тактической и армейской авиации Главного командования ВВС, заместителя начальника авиации ВВС. Участвовал в операции по принуждению Грузии к миру в грузино-абхазской войне 2008 года.

Имеет квалификацию летчик-снайпер. Общий налет - более полутора тысяч часов. Освоил следующие типы авиационной техники: Л-29, Су-7, Су-17 и его модификации, Су-25.

Награды: Герой Российской Федерации, орден Мужества, «За военные заслуги», «За боевые заслуги» , медаль «За отвагу» и другие ведомственные медали.

Военно-космические силы - новый вид Вооруженных Сил Российской Федерации с августа 2015 г.

В августе 2015 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на базе соединений и воинских частей Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск воздушно-космической обороны (ВКО) сформирован новый вид Вооруженных сил РФ - Военно-космические силы: управление главнокомандующего ВКС и Главный штаб ВКС.

Главнокомандующим Воздушно-космическими силами в соответствии с указом Президента Российской Федерации №394 от 1 августа 2015 года назначен генерал-полковник Виктор Бондарев , начальник штаба - генерал-лейтенант Павел Кураченко , заместитель главнокомандующего ВКС - командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Александр Валентинович Головко , заместитель главнокомандующего ВКС - командующий ВВС генерал-лейтенант Андрей Вячеславович Юдин .

22 ноября 2017 года на должность Главнокомандующего ВКС вместо Виктора Бондарева был назначен генерал-полковник Сергей Владимирович Суровикин .

Действующая военных округов остается неизменной, объединения, соединения и воинские части ВВС и Войск ВКО преобразованы в три рода войск Военно-Космических Сил : военно-воздушные силы, космические войска, войска противовоздушной и противоракетной обороны.

Генерал-лейтенант Юдин А.В. родился 02 апреля 1962 года в городе Армавире Краснодарского края. В 1983 году окончил Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков. Службу проходил в должностях летчик, старший летчик, командир звена Прибалтийского военного округа.

В 1989 году переведен в Западную группу войск на должность командира звена истребительного авиационного полка. С декабря 1989 года заместитель командира авиационной эскадрильи 16-й Воздушной армии.

В 1996 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А.Гагарина Московского военного округа.

С 1996 по 2008 год проходил службу на должностях командира авиационной эскадрильи, заместителя командира истребительного авиационного полка, командира истребительного авиационного полка, заместителя командира дивизии, командира дивизии противовоздушной обороны Дальневосточного военного округа.

С 2008 года слушатель Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2010 году назначен на должность начальника Управления боевой подготовки Военно-воздушных сил.

С 2011 года заместитель командующего войсками командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Восточного военного округа.

С мая 2012 года — командующий войсками командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Южного военного округа.

Указом Президента Российской Федерации и приказа МО РФ № 389 от 11.06.2014 года командующему войсками объединения ВВС и ПВО ЮВО генерал-майору Юдину Андрею Вячеславовичу присвоено очередное воинское звание генерал-лейтенант.

С сентября 2015 г. назначен на должность командующего Военно-воздушными силами — заместителя главнокомандующего Воздушно-космическими силами России.

Женат. Имеет троих детей.

Заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами Российской Федерации - командующий Военно-воздушными силами. Генерал-лейтенант.

Андрей Юдин родился 2 апреля 1962 года в городе Армавир, Краснодарский край. После школы до 1983 года учился в Армавирском высшем военном авиационном училище летчиков. По окончании училища являлся летчиком, старшим летчиком, командиром звена Прибалтийского военного округа. Позднее окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина.

В 1989 году Юдина перевели в Западную группу войск на должность Командира звена истребительного авиационного полка. В декабре того же года назначен заместителем Командира авиационной эскадрильи 16-й Воздушной армии.

С 1996 года на протяжении двенадцати лет являлся Командиром авиационной эскадрильи, заместителем Командира истребительного авиационного полка, Командиром истребительного авиационного полка, заместителем Командира дивизии, Командиром дивизии противовоздушной обороны Дальневосточного военного округа. В 2008 году стал слушателем Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

В 2010 году Андрей Вячеславович назначен Начальником Управления боевой подготовки Военно-воздушных сил. Со следующего года занял должность заместителя Командующего войсками командования ВВС и противовоздушной обороны Восточного военного округа.

С мая 2012 года являлся Командующим войсками командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Южного военного округа. Через два года указом Президента Российской Федерации командующему войсками объединения ВВС и ПВО ЮВО Генерал-майору Юдину Андрею Вячеславовичу присвоено очередное воинское звание Генерал-лейтенант. За многолетнюю добросовестную службу удостоен звания «Заслуженный военный летчик России».

Андрей Юдин с сентября 2015 года занимает пост Командующего Военно-Воздушными Силами - заместителя Главнокомандующего Воздушно-космическими силами России.

Женат, имеет троих детей.

Награды Андрея Юдина

Орден Жукова
Орден «За военные заслуги» (10 декабря 2013 года);
Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени;
Медаль «За отличие в воинской службе» II степени;
Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»;
Медаль «За отличие в военной службе» I, II и III степени;
Медаль «Стратегическое командно-штабное учение «Кавказ 2012»
Медаль «За участие в военном параде в День Победы»;
Медаль «200 лет Министерству обороны»;
Медаль «За службу в Военно-воздушных силах»;
Медаль «100 лет военно-воздушным силам»;
Медаль «За возвращение Крыма».

Бондарев Виктор Николаевич – командир 899-го гвардейского Оршанского дважды Краснознамённого ордена Суворова 3-й степени штурмового авиационного полка имени Ф.Э. Дзержинского 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, полковник.

Родился 7 декабря 1959 года в селе Новобогородицкое ныне Петропавловского района Воронежской области. Русский. В 1977 году окончил среднюю школу в Новобогородицком.

С августа 1977 года – в Военно-воздушных силах СССР. В 1981 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П. Чкалова. С 1981 служил в 44-м учебном авиационном полку, который обеспечивал учебный процесс Барнаульского высшего военного авиационного училища лётчиков (станция Калманка Алтайского края): лётчик-инструктор, старший лётчик, командир звена. В 1989 году направлен на учёбу в академию.

В 1992 году окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. С 1992 года служил в Борисоглебском учебном центре подготовки лётного состава: старший штурман, командир эскадрильи. Затем проходил службу командиром штурмовой авиационной эскадрильи, заместителем командира, а с сентября 1996 года по октябрь 2000 года - командиром 899-го гвардейского штурмового авиационного полка 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО, дислоцированного на военном аэродроме Бутурлиновка в Воронежской области.

Участник боевых действий в Северо-Кавказском регионе в ходе первой и второй чеченских войн. В первой чеченской войне совершил свыше 100 боевых вылетов. В декабре 1994 года при штурмовке позиций дудаевцев у села Шатой огнём с земли был сбит самолёт одного из лётчиков полка. Тогда В.Н. Бондарев подавил зенитные средства боевиков и до прибытия спасательного вертолёта огнём с неба отгонял боевиков от места приземления лётчика. В период второй чеченской войны совершил свыше 300 боевых вылетов против незаконных вооружённых бандитских формирований.

Указом Президента Российской Федерации № 709дсп от 21 апреля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни, полковнику Бондареву Виктору Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

С ноября 2000 по 2002 год – заместитель командира 105-й смешанной авиационной дивизии 16-й армии ВВС и ПВО (город Воронеж). В 2004 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. С июня 2004 года – командир 105-й смешанной авиационной дивизии. С мая 2006 года – заместитель командующего, а с июня 2008 года – командующий 14-й армией ВВС и ПВО (Новосибирск).

С 17 июля 2009 года – заместитель главнокомандующего, с 15 июля 2011 года – начальник Главного штаба – первый заместитель главнокомандующего, а с 6 мая 2012 года по 1 августа 2015 года – главнокомандующий Военно-воздушными силами Российской Федерации. С 1 августа 2015 года по 26 сентября 2017 года – главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации.

Освоил самолёты Л-29, МиГ-21, Су-25 и другие. Имеет общий налёт более 3000 часов. Был допущен к полётам днём и ночью, в любых метеоусловиях. 9 мая 2015 года во время авиационной части военного парада в Москве в ознаменование 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне пилотировал самолёт Ту-160.

26 сентября 2017 года освобождён от занимаемой должности и уволен с военной службы. До этого 19 сентября 2017 года в качестве представителя от исполнительного органа государственной власти Кировской области назначен членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 27 сентября 2017 года утверждён в должности председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Живёт и работает в Москве.

Воинские звания:
генерал-майор (2005);
генерал-лейтенант (9.08.2012);
генерал-полковник (11.08.2014).

Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (2016), Мужества (4.01.1995), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (1984), медалями, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени с мечами (6.01.1995), а также орденами и медалями иностранных государств.

Заслуженный военный лётчик Российской Федерации (2010).

Кандидат технических наук.